Enfant terrible Клайва Баркера
В отличие от Стивена Кинга, Клайва Баркера очень редко экранизируют, несмотря на то, что его литературное наследие огромно. Возможно, именно по этой причине Баркер сам стал режиссёром, сняв три полнометражных фильма, два из которых стали культовыми. За все 2000-е к наследию Баркера обращались трижды («Полуночный экспресс», «Книга крови», «Страх»). Особняком стоит телефильм Джошуа Батлера «Святой грешник», где Баркер значится автором сюжета. Не будучи знакомым с его одноимённым комиксом 1993 года, сложно сказать, имеет ли фильм какое-то к нему отношение. Однако Баркер был тут ещё и исполнительным продюсером, оттого несёт полную ответственность, наряду с режиссёром и сценаристами, за конечный результат.
В фильме повествуется о двух суккубах, которые выбираются из заточения в 1815 году и при помощи колеса времени попадают в наши дни. Чтобы их остановить, в будущее посылают молодого монаха, виновного в их освобождении. Здесь он сразу попадает в поле зрения полиции, подозревающей его в многочисленных убийствах, эпидемия которых началась в городе.
Если Стивен Кинг стремился реалистически изображать среду маленьких городов, в которых происходят странные события, то Клайв Баркер продолжал мифотворчество Говарда Лавкрафта. Поэтому поклонники его произведений, ознакомившись с фильмом Батлера, рискуют оказаться в прострации – настолько ничего похожего даже на киномир Баркера здесь нет. Тем более разочаруются фанаты хоррора Терри М. Уэста «Плоть для Зверя», вышедшего через год.
Будь фильм Джошуа Батлера комическим, вполне можно было бы отнестись с симпатией к манерному, совершенно неэротичному, а скорее вызывающе-вульгарному поведению двух суккубов. В конце концов, эта тема послужила основой очень хорошей комедии ужасов Дэвида ДеКото «Кошмарные сёстры». В ней удачно было высмеяно превращение трёх дурнушек в сексуальных демониц, испепеляющих мужчин в порыве страсти. В интерпретации Батлера суккубы почему-то оказались вампирами, которые пьют кровь жертв при помощи некоей трубочки (!). Ещё суккубы не упускают случая подраться друг с другом (!), словно это не жестокие адские создания, а две девчонки пубертатного возраста. Но больше всего фильму Батлера не хватает генеральной линии, словно автор не определился, что хочет снимать – фантастику о перемещениях во времени или же хоррор с суккубами.
Смущают непростительные для Баркера многочисленные заимствования из других фильмов. Суккубы опутывают людей в коконы, словно ксеноморфы, а многочисленные сцены в дешёвых мотелях и криминальных районах навевают ассоциации с «чёрным» фильмом, дань которому отдал Баркер в своём «Повелителе иллюзий». Главный герой, Томас Алкала (Грег Серано), воспринимается как горец или терминатор, посланный в будущее, дабы остановить зло.
К сожалению, заявленная в названии дихотомия греха и святости – буквально искупление монахом греха ослушания, в результате чего на свободе оказались демоницы – не получает развития в фильме. Томас всё время стремится переложить свою ношу на кого-то другого, и лишь слова монахини убеждают его, что и он может одолеть демонов. К сожалению, эти слова не кажутся убедительными, и ты негодуешь при виде не только размалёванных по последней готической моде суккубов, но и парочки главных героев (напарница Алкалы – детектив Рейчел Дресслер), в которых нет ни грана жизни.
Персонажи кажутся ходульными, тем более уже давно в боевиках известны как разнополые напарники, так и люди с разным цветом кожи. Неплохая актриса Джина Равера (племянница Алекса Кросса в «Целуйте девушек») оказалась явно дезориентирована режиссёром, оттого сначала играет персонажа, который мучается чувством вины за смерть отца, а затем превращается в крутую девицу-копа (перестрелка с суккубами в музыкальном магазине, достойная украсить какой-нибудь трэш). Далее она одинокая девушка, которая засматривается на монаха из прошлого и, наконец, жертва, которую непременно надо спасти из лап злодеек.
Вот и фильм постоянно меняет жанр, начинаясь как фантастика, продолжаясь как хоррор и заканчиваясь как гибрид боевика и мистики, с погонями, перестрелками, драками. Сцены перемещений во времени сделаны комически, особенно на фоне вышедшей в том же году «Машины времени», а регулярные флэшфорварды, изображающие предвидение монахом будущего, заставляют задаться вопросом: зачем тогда ему нужно крутить кинжал, чтобы узнать, где находятся суккубы?
Если в титрах прочтёшь имя Клайва Баркера, не верь глазам своим – только так можно описать негативные впечатления от просмотра. Продюсер имеет все рычаги воздействия на режиссёра, чтобы не допустить очевидной халтуры. В конце концов, Баркер мог бы сам написать сценарий или сесть в режиссёрское кресло. Если в обширном кинонаследии Кинга пара-тройка халтурных работ, к которым причастен мастер, вполне теряется на фоне ряда выдающихся экранизаций, то у Баркера едва ли наберётся больше десяти фильмов. И поневоле название фильма, «Святой грешник», экстраполируется на личность знаменитого хорроремейкера, который, как оказалось, не всегда бывает столь умён и изощрён в фантазии или, во всяком случае, имеет серьёзные издержки по части вкуса, раз представляет фанатам такие убогие фильмы.