Избранный
Коварный изменник Вортигерн (Джуд Ло) расправляется со своим королём Утером Пендрагоном (Эрик Бана). Однако у последнего остаётся сын Артур (Чарли Ханнам), которому судьба уготовила непростую, но важную миссию – восстановить справедливость в Британии, покарав убийцу отца.
Эпос британцев о короле Артуре и рыцарях Круглого стола вдохновил множество писателей, художников, скульпторов и прочих деятелей различных сфер искусства. Не остались в стороне и кинематографисты: к настоящему моменту снято около дюжины крупных картин о знаменитом предводителе бриттов. Гай Ричи, известный особым киноязыком, в «Мече короля Артура» предлагает свою версию легенды о волшебном мече Экскалибуре и его обладателе. Заметно переработав предания, постановщик и сценаристы сделали Артура персонажем из мира фэнтезийного, где основной конфликт выпочковывается из противостояния людей и магов, а исполинских размеров пресмыкающиеся воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.
Ричи, лелеющий надежду превратить «Меч короля Артура» в гексалогию, намеренно отказывается от каноничных образов ключевых героев мифа. В его версии Артур – воспитанный тремя проститутками, закалённый в городских боях рубаха-парень. На идее осознания протагонистом собственного королевского предназначения и стремлении взять вверх над злобным супостатом зиждется основная сюжетная конструкция. Второстепенные персонажи в лице Гвиневры (Астрид Берже-Фрисби из четвёртых «Пиратов Карибского моря»), Бедивера (Джимон Хонсу из «Кровавого алмаза» и «Стражей галактики») и Билла Уилсона (Эйдан Гиллен из «Игры престолов») исполняют роли трафаретной свиты при одиозном центральном герое.
Однако нельзя сказать, что сам Артур получился многомерным и сложным. Да, отпрыск Пендрагона меняется на протяжении картины, но путь будущего кельтского героя лишён сложных моральных дилемм, обыкновенно встающих перед любым лидером – самоназванным или избранным. Авторы упрощают материал, подгоняя фабулу древнего сказания под современные стандарты летних блокбастеров. Сцены действия профессионально поставлены и сняты, даром что большая их часть демонстрируется при помощи лихорадочно трясущейся камеры (оператором фильма выступил Джон Мэтисон, известный по лентам «Гладиатор», «Август Раш» и «Логан»).
Прекрасно звучит музыка за авторством Дэниэла Пембертона («Агенты А.Н.К.Л.», «Золото»), впечатляют натурные съёмки. Легко угадывается и фирменный стиль Гая Ричи, иногда заставляют улыбнуться шутки – порой излюбленные режиссёром, чёрные. А вот финальный поединок, как и программное сражение в прологе, скорее навевает тоску, нежели бодрит. Виной тому CGI-эффекты – дорогие, но не способные зачаровать. Трудно сопереживать герою, когда живой актёр сражается с нарисованным на компьютере монстром. Эмоции притупляются, уровень драматизма падает, а само кино превращается в декоративное действо для лиц среднего школьного возраста.
Сознательно скрывая некоторые важные детали сюжета в экспозиции, режиссёр играет злую шутку с самим собой – внезапные «откровения» совершенно не удивляют. Бросаются в глаза резкие переходы от традиционного Ричи (резкая смена кадров, параллельный монтаж, чёрный юмор, выразительность диалогов, живой интерес к жизни местных кокни – представителей низшего сословия Лондиниума) к не менее традиционному голливудскому высокобюджетному кино с наполненными красочными спецэффектами кадрами и умопомрачительными трюками.
Зато сложно предъявить претензии к актёрам. Чарли Ханнам уверенно смотрится в роли возмужавшего парня с улицы, привнося в роль своё природное обаяние. А вот Джуда Ло немного жаль – настолько плоским и карикатурным вышел его Вортигерн.