Сказочный мир потерянного ребёнка
Детство не одного поколения согрели яркие мультфильмы студии Диснея. Они были и друзьями, и родителями, и источником вдохновения. Для Оуэна Саскинда, в три года ставшего аутистом, анимированная реальность стала путём к освобождению. Трогательная документальная лента Роджера Росса Уильямса «Анимированная жизнь» следит за судьбой Оуэна и показывает, как паренёк вместе с близкими справлялся с навалившимися на него бедами.
Главного героя мы встречаем на пороге выпускного и вступления во взрослые будни. Теперь Оуэн должен проститься с домом, родителями, старшим братом и занять своё место в мире. Однако мы вновь и вновь возвращаемся к тому страшному, казалось, безвыходному прошлому, которое подкосило детство мальчика. Он стал заторможенным и замкнутым, прекратил разговаривать. Врачи поставили на ребёнке крест и заявили родителям, что с Оуэном они полноценно уже никогда не пообщаются.
Аутизм Оуэна застал родителей врасплох и заставил их в отчаянии бегать по врачам. Однако когда мальчику исполнилось семь, семью ожидал прорыв, если не сказать – чудо. Криво-косо, но Оуэн забормотал. Отец понял, что ребёнок способен разговаривать с окружающими через красочные мультфильмы «Диснея». Те самые, что пылятся у них дома на полках: «Аладдин», «Русалочка», «Геркулес», «Горбун из Нотр-Дама», «Король Лев», «Книга джунглей», «Белоснежка и семь гномов»…
Нам рассказывают, как мальчик познаёт из мультфильмов хорошее и плохое. Карикатурные персонажи повышают его словарный запас и предлагают тончайшую связь с реальностью. Иными словами, на одном конце провода – Оуэн, а на другом – анимационные герои. Сюжеты фильмов служат для мальчика источником познания человеческой событийности и законов. А их темы – дружба, любовь, верность, предательство, героизм – помогают выстраивать взаимоотношения с окружающей действительностью. Оуэн развивается и проявляет фантазию. Он воображает себя в ипостаси мультяшного персонажа, у которого есть преданный товарищ, и зритель наблюдает, как он рисует уже свой мультик. Оуэн создаёт историю, где он – не изгой, а романтический герой, пробирающийся сквозь разочарования, страхи и одиночество.
Ни Оуэн, ни родители не питают иллюзий. Их путь тернист и опасен. А присутствие толкового старшего брата Уолтера, выступающего в роли советчика, придаёт серьёзному сюжету документального фильма каплю юмора. Особенно комедийными выглядят моменты, где Уолтер пытается подтолкнуть Оуэна к решительности в дружбе с его подругой Эмили. А с любовью, как мы знаем, приходят великие страдания. Что ж, дружище Оуэн, это порция взрослой жизни, которая сложнее диснеевских сценариев. «Почему это должно было случиться и сделать мою жизнь навеки печальной?», – словно дитя-недотрога, жалуется паренёк. Герой не прекращает задаваться вопросами о несправедливости.
Если бы фильм был художественным, духоподъёмным, тихий сюжетец своей целенаправленной слезливостью, вероятно, вызвал бы у зрителя отторжение. Однако Оуэн Саскинд и его эмоциональный паралич – не вымысел. Реальная история показывает кино как инструмент формирования человека – его внутреннего мира, воспитания мышления и чувств, – а также как инструмент социального общения, языка, восприятия действительности. Именно поэтому в начале картины зритель знакомится не с немощным калекой, а с кротким молодым человеком со счастливым настроем и надеждами на будущее. «Анимированная жизнь» говорит о том, как учиться и уметь научить, и что искусство – богатейший учебник.
Благодаря умелому использованию магических звуков и рисованной анимации, фильм даёт публике представление, что значит быть аутистом. Формально же картина Роджера Росса Уильямса весьма традиционна: сочетание домашней кинохроники, семейных фотографий, интервью с родителями и братьями вперемешку с эпизодами из мультфильмов «Диснея» и визуализацией иллюстраций самого Оуэна.
«Анимированная жизнь» схожа с документальной картиной «Волчья стая» – о братьях, которые выросли в затворничестве – но только не от мира кино, – неутомимо пересматривая полюбившиеся фильмы. Обе документалки показывают и трагедию отношений родителей с детьми, и главное – становление личности путём переживания киносюжетов. Их авторы честно рассказывают, как кино (в обоих случаях, кстати, герои смотрят фильмы на видеокассетах) – утешает и помогает в трудных, порой кошмарных обстоятельствах.
Финал «Анимированной жизни», как это обычно бывает у студии Диснея, показывает победу маленького, беззащитного человека, ищущего себя, над большими испытаниями. Ни уныния, ни опустошения – Оуэн Саскинд сияет улыбкой. Вот и здорово. Честное кино о самостоятельности, внутреннем преодолении и надежде с ощущением тепла и света и приятным послевкусием.