И в поле один, и не воин
Казалось, с Мэлом Гибсоном в Голливуде работать уже никто никогда не захочет. Неоднократное вождение в нетрезвом виде, антисемитские высказывания, избиения теперь уже бывшей супруги… От такого прошлого попробуй отмыться! Но вот проходит время, суды выносят приговоры, скандалист ведёт себя тише – и его потихоньку начинают вновь куда-то приглашать. С бобром в руке походил, со Сталлоне подрался, вспомнил, что и сам может быть первой скрипкой в боевиках. А тут и режиссуру предложили. И знаете, «По соображениям совести» заставляет если не забыть про его выходки, то хотя бы перестать думать о Гибсоне лишь в негативном свете.
Разгар Второй мировой. Адвентист седьмого дня Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) записывается в армию – но не для того, чтобы убивать. Досс видит свою миссию в спасении жизней – и идёт на фронт в качестве медбрата. Всё бы хорошо, но подготовка к сражениям включает в себя тренировки с оружием, а Десмонд ни при каких обстоятельствах не желает к нему притрагиваться. Испытав непонимание и унижения со стороны сослуживцев и командования (Сэм Уортингтон и продолжающий экспериментировать с ролями Винс Вон) и чуть не попав в тюрьму за измену, он всё-таки отправляется на поле боя, где, оставшись с раненными после отступления своих, доказывает, как все оказались неправы на его счёт.
История Десмонда Досса подкупает уже тем, что она – о редком человеке, существование которого мир словно не хочет принимать (начиная от его девушки – в исполнении Терезы Палмер, – удивляющейся его простоте и искренности, и заканчивая военными, для которых его заявления – в высшей мере неслыханные), но при этом он не замыкается, не отворачивается от людей, он весел, дружелюбен и – наоборот – хочет и стремится делать добрые дела. Потому и не сидит сложа руки, пока его сверстники сражаются и гибнут. Убивать он не может, но у него есть медицинские навыки – и на поле боя он может быть не менее полезным, чем остальные. Несмотря на все препятствия, его воля оказывается железной, а вера в то, что это и есть его путь – твёрдой, как скала.
Темы веры и соблюдения заповедей проходят через всю картину. И здесь их затрагивание особенно интересно: один из самых страшных грехов – убийство человека – совершается изо дня в день. У каждого своё мнение, в основном сводящееся к «либо ты, либо тебя», но лишь Досс не поступается принципами. И хотя кажется, что среди тумана, грязи, ошмётков человеческих тел и не боящегося смерти врага, можно сделать что-то важное, только вступив в бой, – Доссу удаётся в итоге стать героем, не совершив ни одного выстрела.
А там, где гремят выстрелы, Мэл Гибсон достигает новых высот. Сказать, что сам находишься в центре побоища – ничего не сказать. А вот то, что чувствуешь всё на своей шкуре – уже что-то да значит. Внимание к деталям (крупным планом кишки, простреленные головы, разорванные тела) соседствует с буквально непрекращающимся потоком действия, в котором остановиться и отвести дух – значит быть поражённым пулей, гранатой, штыком или огнемётом. Лишь ночные сцены заставляют разжать подлокотники кресла – да и то ненадолго. У потрясающей высадки в Нормандии из «Спасти рядового Райана» появился серьёзный конкурент – битва за Окинаву в «По соображениям совести».
И отсюда – ещё один плюс в истории Десмонда Досса. Гибсон, не навязывая мнений, просто рассказывает интересную историю о набожном человеке, по своей воле прошедшем через ад. Рассказывает достоверно, убедительно и очень зрелищно. Если бы супергероев не существовало в природе, после фильма о Доссе такое понятие точно придумали бы.