Свет в океане

Цена счастья

Ветеран Первой мировой войны Том Шербурн (Майкл Фассбендер) – смотритель маяка. Вместе с молодой женой Изабель (Алисия Викандер) он живёт на уединённом острове близ побережья Западной Австралии. Когда пара отчаивается завести собственных детей, Том находит прибившуюся к берегу лодку. В ней мужчина обнаруживает младенца. Изабель предлагает мужу выдать дитя за своё, ведь отыскать его родителей практически невозможно. Под напором жены Том соглашается нарушить свои обязательства, но очень скоро супругам предстоит столкнуться с последствиями своего выбора.

Фильм Дерека Сиенфрэнса («Место под соснами»), являющийся экранизацией одноимённого романа австралийской писательницы М. Л. Стедман, условно можно разделить на две равные части. В первой сосредоточены экспозиция и завязка, во второй – развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Казалось бы, что в этом необычного? «Свет в океане» следует обычной сюжетной организации художественного мира, но его особенность – в долгой завязке, более характерной для произведений позапрошлого столетия, нежели для современных кинопостановок. Ритм жизни ускорился, и это нашло отражение во всех сферах искусства, в том числе и в кино. Однако картина Сиенфрэнса, следуя сюжету книги, отказывается от быстрого перехода к действию, намеренно затягивая пролог. В этом нет ничего плохого, и для многих авторских лент такой подход стал по-настоящему удачным. Но для публики, знакомой с работами постановщика «Валентинки», данный метод раскрытия сюжетного архетипа оказывается диковинным.

Выглядящая точь-в-точь как очередная экранизация сестёр Бронте первая часть ленты, помимо персонажей Фассбендера, Викандер и некоторых второстепенных героев, представляет на зрительский суд и ещё одного немаловажного участника действа. Им становится неукротимая первозданная сила – природная стихия. Под аккомпанемент волшебных фортепиано и струнных Александра Депла («Королева», «Разрисованная вуаль», «Отель ”Гранд Будапешт”») на героев обрушиваются стремительные бури и затяжные дожди. Изабель и Том в обнимку встречают рассветы и предаются безрассудным, но привычным для всех влюблённых, мечтаниям. Но природа не косноязычна. Посредством недовольных туч, горестного крика чаек и приветливо всплывающего в морской дали солнца передаются внутренние чувства героев. Сквозь завесу из тумана и морской пыли проглядывает будущее, которое, конечно, никому не сулит ничего хорошего. И пусть в эти минуты лента больше всего напоминает о слезоточивых романах Николаса Спаркса, происходящее на экране до такой степени органично, что перестаёшь замечать натужность, с которой создатели выписывают сентиментальную линию мистера и миссис Шербурн.

Даже когда камерная история любви внезапно превращается в семейную драму, и акценты смещаются, разгоняя основную сюжетную линию, ничто не нарушает стройность повествования. Проблемы начинаются тогда, когда в сюжет вводится героиня Рэйчел Вайс. Опытная британка выдаёт блестящую партию, но её Ханна – особенно ненужные фильму её воспоминания – кажется искусственным винтиком в простом, но действенном механизме Сиенфрэнса. Мотивация персонажей, до той поры выглядящая чётко очерченной, ставится под сомнение. Отношения троицы не раскрываются в должной мере: возможно, для этого просто не хватает хронометража. И если сопереживать Тому, сломленному войной, но обретшему покой и личное счастье благодаря любимой женщине, несложно, то героиня Викандер едва ли пробуждает схожие чувства. Симпатии всецело склоняются на сторону мужчины, а Изабель представляется истеричной инфантильной особой, сходящей с ума на фоне гормонального расстройства. Побуждения, толкающие её на решительные действия, обусловлены слабо, отчего страдает сюжет. Самые крутые его повороты зиждутся на развитии характеров супругов Шербурнов, а когда в одном из них обнаруживаются бреши, страдает вся история. Поступки кажутся надуманными, а интрига – изощрённой попыткой выбить из зрителя слезу.

Свет в океане

Напротив, для предъявлений претензий к актёрам не находится никаких оснований. Из своих образов они, кажется, выжимают все соки. Алисия Викандер, которая нынче нарасхват, составила достойный дуэт с Фассбендером. Диапазон её актёрского таланта позволяет артистке с успехом чередовать крупные студийные проекты с небольшими авторскими лентами, позволяющими ей реализовать весь спектр своих возможностей. Вот и на сей раз актриса чрезвычайно убедительна: загадочно-красива и обаятельна в первой части и пугающе-непредсказуема в сценах высшего эмоционального накала, сосредоточенных ближе к концовке. Майкл Фассбендер здесь, напротив, сосредоточен и донельзя сдержан. Но, хоть это и обусловлено сюжетом, хоть фильм и свёл вместе своих ведущих актёров, подарив нам одну из самых красивых и органичных пар Голливуда, не покидает ощущение, что на его месте мог быть любой другой актёр схожего амплуа.

«Свет в океане», если рассматривать его исключительно сквозь призму литературного первоисточника, подкупает простотой и изяществом, завораживающими видами океана и героями. Да, им не хватает отточенности, а самой истории, наверное, не помешала бы дополнительная огранка. Но это типично фестивальное кино, требующее от своего зрителя вдумчивости и усидчивости, рассматривающее сложные моральные дилеммы, встающие перед человеком, способно увлечь. Правда, раны так и не вскрываются до конца, под кожей остаются инородные тела, а в голове аудитории – неразрешённые вопросы, которые закономерно оставляют после себя небольшое разочарование.

Вердикт: По-хорошему старомодная артхаусная мелодрама, которая спотыкается в самых ответственных моментах и порой относится к своим героям без должного пиетета.

6

6

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here