Париж – столица Франции и один из самых романтичных городов мира. Это место контрастов, где представители истеблишмента не выглядят нелепо, на равных общаясь с пауперами, где зарождающееся новое чувство волею судеб способно легко окончиться фатальной неудачей, где помолвка двух молодых людей оказывается спасена лишь благодаря призраку Оскара Уайлда, где влюблённость можно как легко потерять, так и заново обрести. Это место, где отчаявшиеся одинокие сердца могут обнаружить, что на самом деле они вовсе не так и одиноки, как полагали, где сама атмосфера уютно примостившегося на берегах Сены молчаливого города пропитывает всех его обитателей и гостей волшебным ощущением любви, покоя и свободы.
Киноальманах – явление в кинематографе редкое. Первым подобным примером в истории стала картина Дэйвида Уорка Гриффита («Рождение нации», «Роман счастливой долины») «Нетерпимость» (1916). Для того времени это была новая ступень в развитии кино как особой формы искусства, и, кроме всего прочего, она породила за собой последователей как в Соединённых Штатах, так и за их пределами. Это были и советские комедии («По улицам комод водили»), и совместные работы нескольких стран, посвящённые темам любви и секса («Эрос»), и болливудские ленты («Три дочери»), и мрачные хорроры («З/Л/О»), и современные отечественные фильмы («Мамы»).
Париж не раз оказывался в центре внимания европейских и американских режиссёров, появляясь в лентах разного уровня – от артхауса до голливудских блокбастеров. Такими картинами становились и мистические детективные фильмы местного разлива вроде «Видка» за авторством Питофа, и шедевры знаменитой студии Pixar («Рататуй»), и полотна руки Бернардо Бертолуччи («Мечтатели»), и восхитительные киносказки («Амели» Жан-Пьера Жёне).
Про фильм-антологию, посвящённый Парижу, впервые заговорили ещё на стыке тысячелетий, когда не особо известный в широких кругах французский постановщик Тристан Карне и его брат Фредерик обратились к продюсеру Эммануэлю Бенбии с идеей создания фильма, целиком посвящённого столице их родной страны. Тот счёл задумку неплохой, и очень скоро группа вышла на связь с Томом Тыквером («Беги, Лола, беги», «Парфюмер: История одного убийцы»). Немец также воодушевился замыслом и, засучив рукава, снял первую короткометражку. Её название – «Квартал Фобур Сен-Дени», а посвящена она любви слепого юноши (Мельхиор Деруе) и старлетки (Натали Портман).
Работа автора «Любви втроём» была использована для привлечения внимания крупных инвесторов. Одним из них стала маститый продюсер Клоди Оссар («Аризонская мечта», «В доме»). Женщина, сначала не слишком впечатлённая изначальным гипостасисом Бенбии и братьев Карне, дала проекту зелёный свет, когда ознакомилась с впечатляющей, трогающей за душу работой Тыквера. Однако она сообщила молодым кинематографистам о необходимости привлечения иностранных режиссёров. По её мнению, зарубежные авторы имели преимущество перед аборигенами, ведь они могли по-новому взглянуть на знакомые каждому парижанину места. Кроме того, такой шаг обеспечил бы картину грамотным симбиозом размаха и камерности, придав ей столь необходимое разнообразие.
Интересно, что на предпроизводственном этапе всем участвующим в проекте режиссёрам выдали беспрецедентное по объёму количество информации о районах, которые им предстояло сделать героями своих мини-фильмов. Они познакомились с основными достопримечательностями, изучили главные особенности работы местных кафе, музеев, ресторанов, ночных клубов и прочих заведений. Именитые постановщики (братья Коэны, Гас Ван Сент, Уэс Крэйвен, Александр Пэйн, Альфонсо Куарон, Винченцо Натали) привлекли в картину известных актёров. Многие крупные европейские и американские звёзды хотели попасть в «Париж, я люблю тебя», однако не у всех это получилось. Было решено, что общая структура фильма включит в себя двадцать короткометражных лент – по числу парижских округов. Но в ходе работы выяснилось, что две из них не соответствуют настроению, сильно выбиваясь из общей задумки. Ими стали труды Рафаэля Наджари (11-й округ) и Кристоффера Боэ (15-й округ).
Спустя десять лет после релиза фильм не потерял в актуальности. Благодаря тому, что вопросы, рассматриваемые в ленте, по сути своей извечные, а Эйфелева башня, Монмартр, Лувр или базилика Сакре-Кёр всё так же притягивают новых туристов, как и десять лет назад, картина смотрится легко и непринуждённо – на одном дыхании. Это не только очевидный комплимент детищу братьев Карне, месье Бенбии и мадам Оссар, но также изящный реверанс в сторону самого города света.
Разнородные, хоть и приведённые по возможности к единому знаменателю короткометражки от авторов со всех уголков земного шара априори не могли быть выдержанны в строгом едином ритме. Но это идёт постановке лишь в плюс, создаёт нужный эмоциональный фон, погружает зрителя в истории разные по настроению, отличные друг от друга стилистически, но увлекательные и зачастую заставляющие задуматься о тех или иных аспектах нашей жизни. В одних сюжетах дань уважения воздаётся теням великих писателей, кинематографистов и художников прошлого, жизнь которых тем или иным образом оказалась связана со столицей европейской моды. В других, как, например, в работе Винченцо Натали, создатели обращаются к иной стороне Парижа – мистической. Наоборот, эпизод Альфонсо Куарона предельно реалистичен. В нём говорится о взаимоотношениях отца и дочери, поколения старшего и младшего. Всего несколькими осторожными мазками маститый мексиканец – равно как и многие другие задействованные постановщики – говорит о тех самых простых истинах, которые обычно, вмешиваясь в наши жизни, способны вызвать настоящий ураган, ломающий судьбы, травмирующий души.
Есть здесь место и юмору – живому, искреннему, яркому. В первую очередь вспоминается полная задора история мимов от Сильвена Шомэ, для которого время, проведённое над «Парижем, я люблю тебя» стало первым опытом работы с живыми актёрами. До того француз был занят исключительно в мультипликации. Участие в многообещающем проекте не прошло для него бесследно: в 2013 году вышла комедийная мелодрама «Мой Аттила Марсель», благосклонно принятая критиками, а на следующий год намечен релиз «Тысячи миль», речь в которых пойдёт об итальянских автогонщиках 1950-х годов.
Пожалуй, одна из самых сильных короткометражек киноальманаха была оставлена авторами напоследок. Заключающий повествование завораживающий, поэтичный эпизод, который поставил Александр Пэйн («Потомки», «Небраска») подкупает своей простой в сочетании с умными и глубокими мыслями. Светлый, но вместе с тем грустный, воодушевляющий и невольно заставляющий пустить слезу, невероятно трогательный, но при этом предельно жизненный – кажется, именно таким и должен был быть финал этого красивого, доброго и, вне всякого сомнения, атмосферного фильма.
Интересно, что «Париж, я люблю тебя» стал первым в череде картин, посвящённых знаменитым городам мира. Серия получила гордый заголовок «Города любви» и включила в себя следующие фильмы: «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2008), «Гавана, я люблю тебя» (2012) и «Рио, я люблю тебя» (2014). Готовятся к выходу в прокат картины, посвящённые Шанхаю, Берлину и Иерусалиму. Также вышло несколько постановок, паразитирующих на ставшем популярном названии, но в официальную антологию не входящих. Ими стали фильмы о столицах Грузии и России. А летом 2013 года появилась информация о готовящейся в рамках официальной франшизы картине, где центральное место было бы отведено Санкт-Петербургу. Планировалось, что она будет состоять из двенадцати короткометражных фильмов, а в число заинтересовавшихся проектом режиссёров попали Жако ван Дормель («Господин Никто», «Новейший завет»), Тиль Швайгер («Босиком по мостовой», «Соблазнитель»), Дито Цинцадзе («Потерянные убийцы»), Софи Леллуш («Париж-Манхэттен») и Анн Фонтен («Сухая чистка», «Коко до Шанель», «Другая Бовари»). К сожалению, о фильме до сих пор нет новых сведений.