Шаг вперёд и два назад
Метрополис сильно пострадал после грандиозной схватки Супермена (Генри Кэвилл) и генерала Зода. Жертвы среди мирного населения огромны. Чтобы больше не допустить подобного, миллиардер из Готэма Брюс Уэйн (Бен Эффлек), по ночам превращающийся в Бэтмена, ставит себе цель одолеть богоподобное существо. В это же время президент могущественной корпорации LexCorp Лекс Лютор (Джесси Айзенберг), яро ненавидящий Человека из стали, получает в руки оружие, способное уничтожить всё живое на планете. Грядёт новая схватка, выйти живыми из которой получится далеко не у всех.
Зака Снайдера знают как первоклассного визионера от мира кино. Но его способности выстраивать цельную, самостоятельную историю до поры до времени находились под сомнением. Оригинальный «Запрещённый приём» был разбит критиками, а «Человек из стали» получил смешанные отзывы. Шанс выправить реноме представился постановщику в продолжении приключений Супермена, которое должно было подготовить почву для надвигающийся «Лиги справедливости» – главного ответа DC оппонентам из Marvel.
Ставки были высоки как никогда. Тут вам и новый Бэтмен в исполнении Эффлека, и схватка двух популярных супергероев, и первое появление Дианы Принс (Чудо-женщина) в полнометражной постановке, и концептуально иное – в сравнении с классическими комиксами – воплощение Лекса Лютора. Не будем забывать о трилогии Нолана, установившей высокую планку качества для кинокомиксов вообще и для фильмов о Бэтмене в частности, статус которой довлел над Заком Снайдером.
Бравируя собственной непогрешимостью, автор с первых кадров погружает зрителей в мир защитника Готэма. Глазами Брюса Уэйна мы видим феноменальное по своему разрушительному эффекту побоище Супермена и его недругов с Криптона, возвращаемся на несколько десятков лет назад, дабы стать свидетелями смерти родителей будущего Тёмного рыцаря. Начало бодрит, в нём чувствуется стиль, рука опытного постановщика. Но едва знакомство успевает начаться, акценты смещаются на Супермена. Он постоянно рефлексирует, сомневается, груз ответственности всё больше прижимает его к земле; даром, что он сверхчеловек. Кажется, что-то подобное мы уже видели в предыдущем фильме киновселенной. Появления же Бэтмена обрывочны. Зато Бен Эффлек, видимо, сделавший выводы после предыдущих своих неудач, по-настоящему хорош, из него вышел отличный Бэтмен. Но персонаж его в общей канве сюжетной линии выглядит неуместно, он кажется надуманным. Как, собственно, и сам конфликт между двумя супергероями.
Складывается ощущение, что все самые важные решения, касающиеся сюжетных поворотов, развития героев, принимались создателями «Бэтмена против Супермена» в последний момент, на ободах. Мотивация персонажей высосана из пальца, а второстепенные герои, вместо того чтобы помогать основной истории двигаться в нужном направлении, окольными путями уводят её куда-то в сторону. Хуже всего дело обстоит с Лютором, который, как говорят нам сценаристы, просто ненавидит Супермена. За что? Создатели умалчивают об этом, и остаётся только гадать, что послужило тому причиной – может, биполярное расстройство филантропа, или ему просто захотелось поиграть в бога?
Вместо поступательного движения вперёд, развития героев, мы получаем их стагнацию, вместо интересной истории – наспех скроенный пассаж о любви к матери и о том, что драться – это нехорошо. Портит картину и странная работа монтажёров: кажется, соедини авторы сцены иным образом, лента от этого только бы выиграла. А в отечественной локализации несколько десятых баллов отнимает ещё и неуклюжий дубляж, сотворивший, например, из и без того не самого убедительного Лютора Джесси Айзенберга настоящее посмешище.
Картина перегружена: вот нам повествуют о тяжёлой судьбе Кал-Эла, вот всплывают на поверхность космополитические идеи о противостоянии правительства и Супермена, вот депрессивный Бэтмен борется с искушением переступить черту, отделяющую героя от преступника, он погружается в демонические – пророческие? – сны – оригинальная иллюстрация гештальт-терапии. А вот сумасшедший Лютор корчит рожи в надежде завоевать мир. В попытке угнаться за успехом своих главных конкурентов, DC попытались соединить в фильме несочетаемое. Сумбур происходящего делает из «Бэтмена против Супермена» сборище ярких, но однообразных и плоских сцен, а сама лента превращается в слоёный пирог, при выпечке которого создатели словно бы потеряли книгу рецептов, набрав ингредиентов на скорую руку в ближайшем супермаркете.
Сотканная из противоречий лента грозит обернуться финальным катарсисом, которым можно было бы хоть немного залатать прорехи в сюжетной линии. Но на деле битва протагонистов с засвеченным ранее в трейлерах Думсдэем выглядит скорее большим приветом таланту Майкла Бэя, нежели вменяемой экшен-сценой. Несмолкаемый аккомпанемент CGI-эффектов раздражает, и общую безрадостную картину скрашивает разве только удивительная и убедительная Чудо-женщина в исполнении Галь Гадот. Да и то, похоже, будь у её персонажа больше экранного времени, создатели умудрились бы отправить в небытие и её. Финальный твист выглядит неуклюжей попыткой дать Нолана. Даром что последний числится одним из продюсеров.
Вылизав до ослепительного блеска картинку, нарциссический Зак Снайдер забыл, что первооснова любого хорошего фильма – стройная история, интересный сценарий. Режиссёр пытается усидеть на нескольких стульях одновременно, но вместо цельного рассказа выдаёт череду разрозненных сцен. Фильм рассыпается на фрагменты. Самое удивительное, что по отдельности каждый из них мог бы вызвать если не восторг, то хотя бы симпатию. Ленте отчаянно не хватает законченности, а диалоги выстроены так, что складывается ощущение, будто их авторы – завсегдатаи клуба анонимных интровертов. В итоге дитя оказывается мертворождённым, колоссом на глиняных ногах. Финальный результат выглядит как облачившийся в царские одежды батрак – наодеколоненный, расшаркивающийся в изящных поклонах, но паталогически невежественный, ограниченный в возможностях и не способный к самоиронии.
«Финальный твист выглядит неуклюжей попыткой дать Нолана. Даром что последний числится одним из продюсеров.»
Э, это как бы один из самых известных сюжетов в истории комиксов о Супермене, так что слышать о «дать Нолана» несколько странно, благо Снайдер говорил, что полностью пропитался духом комиксов, пока делал фильм. Напропитался, короче.
Никита, тут речь немного о другом шла. Не о самой концовке фильма, но о художественных приёмах, при помощи которых постановщик слепил финальные кадры.
А, тогда ладно)