Справедливости ради

Дело, в общем, известное: до Второй мировой в Европе было немало зажиточных евреев, владевших внушительными коллекциями предметов искусства. И что случилось с этими самыми коллекциями после начала войны известно в той же степени. Парни со свастиками на рукавах зачастую, без лишних раздумий, присваивали их себе, как, впрочем, и многочисленные музейные и галерейные собрания. Но вернуть на места музейные экспонаты после разгрома немцев большого труда не составило – помогли здорово оформленные учётные бумажки. А вот с искусством частных владельцев всё обстояло немного сложнее. Возвратить законным обладателям их картины, статуэтки, скульптуры, музыкальные инструменты и многое другое часто было просто невозможно.

Суть в том, что наиболее полного реестра, где была бы точно описана собственность каждого владельца, не существовало. Поэтому многое из того, что некогда украшало полы и стены богатеев со всего Старого света, отдали в крупные государственные учреждения. А спустя 53 года, в 1998-м, решили, что это всё-таки не комильфо – и объявили о готовности вернуть искусство тем, кто им должен владеть на самом деле. Здесь для всего мира начинается история Марии Альтман, племянницы изображённой на знаменитой картине Густава Климта женщины по имени Адель. Одно из названий картины – «Женщина в золотом» – дало название и фильму, рассказывающему о попытке Марии вернуть портрет любимой тётушки с помощью молодого, скромного адвоката.

Режиссёр Саймон Кёртис добился здесь любопытного эффекта. Он развивает фильм через две основные линии, где главная – непосредственно процесс возврата картины, вспомогательная же – своего рода объяснение, чем же так важен этот портрет конкретно для Марии, почему она не может просто остаться в стороне, не бороться, забыть, отринуть воспоминания и так далее. Вторая, как нетрудно догадаться, последовательно воспроизводится через флэшбэки главной героини – детские воспоминания, замужество, как наступали неспокойные времена, как было тяжело, потом и побег из оккупированной Вены, ну и далее по списку. Историческая драма, которую разыгрывает Кёртис, с каждым эпизодом становится всё насыщеннее и глубже в чувствах, а затем берёт и в одночасье превращается в триллер, и, хотите вы того или нет, где-нибудь ваше внимание да завоюет.

Женщина в золотом

Напротив, судебное разбирательство вместе с сопутствующими событиями, занимающее ведущую линию в картине, со временем становится всё более и более блёклым, а иной раз и откровенно унылым. При просмотре этих эпизодов возникает что-то вроде чувства долга: здесь я должен почувствовать что-то светлое, а здесь негодование из-за того, что его чувствует главная героиня, а вот здесь я должен заплакать. Всё, что зритель обязан ощущать насчёт происходящего, определено заранее – в основном, разумеется, контекстом истории. Но «Женщина в золотом» не только не попытается стать скромнее за счёт собственных качеств, как-то нивелировать этот эффект, нет. Фильм еще и разовьёт его традиционным пафосом, эмоциональными сравнениями современного австрийского бюрократического аппарата с теми, кто в своё время радовался приходу нацистов в Вену, слёзами героя Райана Рейнольдса, который начинал дело ради денег, но уж потом-то, потом…

Но ведь примерно таким, в общем, и полагается быть фильму о Справедливости, верно? Что-то такое прямое, конкретное, понятное, чуть возвышенное, пафосное. Местами – настоящее, местами – наигранное, местами – яркое, местами – затянутое и серое. Такому фильму необязательно быть восхитительным в деталях, держать постоянный интерес к себе – именно интерес, а не что-то иное. Можно даже быть банальным – не страшно. Потому что известно, ради чего все мы здесь сегодня собрались. Ради того, чтобы свершилась Справедливость. Мы знаем, что она случится. Мы ждём, что она случится. И это греет нам душу. И то, что история основана на реальных событиях, костёрчик внутри только раздувает – редко мы встречаемся со Справедливостью в обычной жизни, ну или, по крайней мере, не так часто, как нам, может, хотелось бы. И то, что она в итоге торжествует – а Мария Альтман, как нам говорит история, таки отвоевала себе тот самый портрет Адели и ещё четыре, менее известные картины кисти Климта, некогда принадлежавшие её семье, – уже адекватный и приемлемый результат для нас. Фильму достаточно просто не испортить его чем-нибудь случайно. А эту нехитрую задачу «Женщина в золотом» решает более или менее успешно.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Отвоевать-то она отвоевала, но только для того, чтобы продать картину Нью-Йоркской галерее(через год после окончания процесса) гораздо дороже, чем за нее предлагали австрийцы. Так что речь, конечно же, не только о психологической связи дамы с картиной.
    Но это, конечно, никак не относится к качеству фильма 🙂

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here