Прекрасны и опасны
«8 женщин» Франсуа Озона относятся к тому типу фильмов, которые быстро увлекают и при этом остаются в памяти на долгие годы. И это как раз тот случай, когда фильм полностью делают его актёры, вернее, актрисы. Катрин Денёв, Фанни Ардан, Людивин Санье, Эммануэль Беар, Виржини Ледуайен, Даниэль Дарьё, Изабель Юппер, Фирмин Ришар играют нарочито выпукло, всё время балансируя на грани гротеска.
В основе сюжета – одноимённая пьеса французского драматурга, режиссёра и актёра Робера Тома, воспевающего прекрасный пол в каждом своём произведении. Впоследствии писатель признавался, что так и не полюбил собственное сочинение, посчитав его недостаточно зрелым. Тем не менее, с момента выхода пьесы в 1958 году, «8 женщин» много раз ставили на сцене европейских театров, а также трижды экранизировали.
Интерес театралов к пьесе Тома вполне объясним. В «8 женщинах» весьма удачно переплетены детективная составляющая, водевильный сюжет, трагикомедия. Театр любит жанровый синтез и легко позволяет воплощать самые смелые сценарии на сцене.
Но что хорошо для театра, не всегда хорошо для кино. «Важнейшее из искусств» не признаёт чрезмерной фальши и переигрывания. Следуя этой тенденции при переносе пьесы Тома на экран, Франсуа Озон решил пойти по пути постмодернистской игры, местами переиначив первоисточник. В кино постмодернизм обычно содержит некое глумление над классическими штампами. Фильм Озона начинается как классический детектив в духе какой-нибудь Агаты Кристи.
Франция, 1950 год. На загородной вилле восемь женщин готовятся отмечать Рождество, но праздник омрачён убийством Марселя, хозяина дома. Его тело с ножом в спине находят в кабинете. Естественно, подозрение падает на каждую из присутствующих: жену, дочь, падчерицу, тёщу, сестру жены, служанку, горничную и родную сестру жертвы. Как и положено в подобных случаях, каждая из женщин имела мотивы на убийство. И тут сюжет преподносит сюрприз и, как выясняется, далеко не единственный.
Озон не ограничивается детективной составляющей и заставляет восемь то ли героинь, то ли самих актрис петь и танцевать, попутно раскрывая нам их загадочные женские (актёрские) души.
Мать и жена Габи в исполнении Катрин Денёв, холодная и непреступная женщина, выше всего ценящая семейную честь, легко лицемерит и не желает признавать очевидное. В противовес выдержанной Габи, Озон выдвигает ещё одну «королеву» – раскрепощённую и соблазнительную сестру Марселя Пьеретту – в исполнении неподражаемой Фанни Ардан. Пьеретта/Ардан одевается исключительно в красное, не признаёт авторитетов и поёт чувственные песни.
Ещё одна нимфа, сестра Габи, – закомплексованная старая дева Огюстина. С положенным надрывом её играет Изабель Юппер, попутно упражняясь на пианино (случайно ли?). Беременную нимфетку Сюзон, дочь Габи, с успехом изображает Виржини Ледуайен. Она ходит с невинно-удивлённым видом, загадочно улыбаясь, и попутно раскрывает неприглядные семейные тайны. А невероятно красивая горничная Луиза и, по совместительству, любовница хозяина дома, ходящая за Габи по пятам и обращающаяся к своей госпоже исключительно «мадам», наверное, одна из лучших ролей настоящей «французской женщины» Эммануэль Беар.
В какой-то момент становится совершенно неважно, детектив перед нами или не детектив, и на первый план выходят музыкальные номера именитых французских актрис.
И всё же по ходу просмотра «8 женщин» не оставляет странное чувство, что главное в фильме ускользает сквозь пальцы. Даже добавленная Озоном нетрадиционная ориентация некоторых персонажей (например, поцелуй Габи и Пьеретты) не проливает свет на историю в целом. И только одна сцена заставляет всмотреться повнимательнее в звёздно-прекрасные лица наших героинь.
Горничная Луиза во всём старается подражать Габи (от манер до внешности), но, в конце концов, разочаровывается в ней, напоследок показав фотографию «своей прежней хозяйки», на которой изображена любимая актриса Озона Роми Шнайдер. С этого момента начинаешь понимать, что «8 женщин» – не просто оммаж выдающимся французским актрисам последних лет, но и сплошное признание в любви одной из них.
Если присмотреться, каждая из героинь – это героини Роми в прошлом. Денёв, Ардан, Юппер, Беар, Ледуайен и другие в комедийно-трагедийном ключе разыгрывают (пародируют) сюжеты фильмов великой актрисы. При желании в «8 женщинах» можно обнаружить следы «На ярком солнце», «Воровки», «Бассейна», «Мелочей жизни», «Простой истории».
Озон не был бы Озоном, если бы за комическими ситуациями, истерическими сценами, соперничеством и музыкальными клипами, не создал многослойное произведение, способное отдать дань классике кино в целом и одной актрисе в частности.