Последняя надежда
Продолжающая обучение на джедая Рей (Дэйзи Ридли) вместе со своими друзьями – пилотом Сопротивления По Дэмероном (Оскар Айзек) и бывшим штурмовиком Первого Ордена Финном (Джон Бойега) – пытается помешать возвращению древнего зла. В это время верховный лидер Первого Ордена Кайло Рен (Адам Драйвер) продолжает поиски девушки. Судьба будущего галактики решится в их противостоянии.
Джей Джей Абрамс отлично работает с сентиментально-ностальгическими мотивами. Он убедительно доказал это на примере своих проектов: в сериале «Шпионка» режиссёр эксплуатировал идеи классических фильмов о разведчиках, в «Миссии: невыполнима 3» сделал героя Тома Круза похожим на Джона Макклейна из «Крепкого орешка», снял отсылающий к оригинальным сериалам полнометражный «Звёздный путь», в «Супер 8» отдал дань уважения Стивену Спилбергу, Рэндалу Клайзеру и Джорджу Ромеро.
Потому неудивительно, что в январе 2013 года постановщику доверили право заняться разработкой седьмого эпизода «Звёздных войн». Он должен был положить начало трилогии сиквелов и исправить ошибки выпущенной в начале нулевых серии приквелов. Картина была в целом положительно принята критиками и зрителями, однако уже следующий эпизод, над которым трудился Райан Джонсон, один из авторов сериала «Во все тяжкие», а также режиссёр «Петли времени», собрал смешанные отзывы. Девятую часть саги должен был снимать Колин Треворроу («Мир Юрского периода», «Книга Генри»), но из-за творческих разногласий покинул проект, а в режиссёрское кресло вновь вернулся Абрамс.
Новый фильм начинается там, где завершился предыдущий. Зрителя сразу бросают в пекло событий – открытия следуют одно за другим, а герои постоянно куда-то спешат. Ближе к середине картина становится похожа на среднестатистическую мыльную оперу о фамильных секретах. Классические сюжеты, которыми активно пользовался Джордж Лукас, служат первоосновой и для создателей новой трилогии.
Но то, что раньше в «Звёздных войнах» было неожиданными поворотами, теперь оказывается роялями в кустах. Со дня выхода «Новой надежды» прошли годы, изменились времена и нравы, но герои знаменитой киноэпопеи остались практически неизменными. Импульсивный Бен Соло похож на неспособного контролировать эмоции Энакина Скайуокера, острый на язык По Дэмерон напоминает язвительного красавца Хана Соло, а храбрая Рей – смелого Люка. Во взаимоотношениях героев Абрамса сложно найти что-то по-настоящему оригинальное – всё это мы уже видели не раз и не два.
С другой стороны, кинематографист умело держит градус напряжения, грамотно нагнетает интригу и наполняет кадр тягучей атмосферой ностальгии. Трогательных сцен в постановке намного больше, чем эпизодов действия. Хотя хватает и последних. Сражения в космосе и на земле, дуэли на световых мечах и битвы характеров обязательно порадуют многочисленных поклонников саги.
Не всем персонажам уделено равное время. И хотя история каждого раскрывается достаточно полно, сценарий не выглядит идеальным. Акцент скачет с одного героя на другого, многочисленные сюжетные линии постоянно пересекаются, сходятся и расходятся, а в некоторых видится искусственность. Поступки Кайло Рена и Рей, C-3PO и героя оригинальной трилогии Лэндо Калриссиана (Билли Ди Уильямс) алогичны, а мотивация персонажей далеко небесспорна.
Но если закрыть на это глаза, можно увидеть, что завершающий историю Скайуокеров эпизод – рассказ о ценности семейных уз и превосходства дружбы и любви над эгоизмом и ненавистью. Это эмоциональное путешествие во вчерашний день с явным посылом – «жить прошлым нельзя», каноническое приключение, в конце которого зло оказывается повержено, а добро торжествует, тихо оплакивая свои потери и смахивая скупую слезу.
Наконец, «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» – это увлекательная, не лишённая неожиданностей фантастическая повесть о борьбе с собственными страхами, демонстрирующая во всей красе героя нового времени – не лишённую недостатков, не боящуюся брать на себя ответственность сильную женщину. И это вовсе не потакание модным трендам, это правда, превращённая в киносказку.