Звезда полей и огородов
Для планеты Криптон настали несчастливые времена: мало того что местный генерал армии поднял мятеж и устроил небольшую мясорубку среди истеблишмента, так ещё и ядро планеты вот-вот рванёт и всё вокруг погубит. Чтобы спасти наследие умирающей планеты, местный криптонец отправляет своего новорожденного отпрыска на Землю. Мальчик приземляется в американской глубинке и обретает новую семью. Через несколько лет спасшиеся мятежники-криптонцы прилетают на Землю, чтобы найти своего соотечественника.
От Зака Снайдера в содружестве с Кристофером Ноланом ожидаешь не просто эффектной картинки, а как минимум внятной истории с лёгким драматургическим налётом, насколько позволяет вымышленная биография персонажа. Кларк Кент a.k.a Супермен – фигура довольно известная, да и к тому же многогранная – слепить из него можно было всё что угодно. И если в фильме с Кристофером Ривом экстраординарная ипостась Кал-Эла противопоставлялась заурядности его земного прикрытия, то в фильме Снайдера акцент сделан на борьбе между истинной сущностью Кларка и его земным воспитанием.
Не сказать, что показана эта «борьба» из рук вон плохо, напротив, флэшбэки и видения выстроены очень здорово и грамотно, но проблема в том, что только это и вызывает неподдельный интерес. Структурно фильм очень нескладен, а фирменный почерк DC здесь угадывается с трудом: вступление эффектно, но слишком театрально, прямо как в «Торе», а финальный, почти сорокаминутный мордобой с уже ставшим традиционным разносом небоскрёбов и вовсе будто слизан с «Трансформеров» и «Мстителей».
Этапы взросления Кларка куда интереснее перепалок и стычек с пришельцами, и в идеале нужно было растянуть эти этапы, показать всё «от и до», сделать сюжет линейным, потому как одними скудными флэшбэками сыт не будешь.
Как это ни парадоксально, «Человеку из стали» не хватает юмора, причём не марвеловского, от которого картина скатилась бы в откровенный фарс, а такого сухого, сдержанного, способного разбавить общий фон, но при этом не перегнуть палку. В картине много эффектного экшена, много достойных актёров, вынужденных ходить весь фильм с выражением лица а-ля кирпич, но при этом в ней напрочь отсутствует самоирония. Герои, как заговорённые, чуть ли не каждые пять минут выдают одни и те же высокопарные фразы типа «ты не такой как все» или «земляне не готовы принять тебя, сын мой» и, честное слово, эта навязчивая игра в философов начинает жутко надоедать уже ближе к кульминации, за которой тоже ничего хорошего не стоит.
Супермен в исполнении британца Генри Кэвилла получился славным малым, однако в целом образу не хватило какой-то искры. Не совсем понятно, в чём причина этой досадной недоработанности: то ли в относительной недозрелости тридцатилетнего актёра, то ли в косяках сценаристов. Свирепый Генерал Зод (Майкл Шеннон) получился гораздо интереснее: он реально болеет за свою расу и пытается терраформировать Землю не потому, что это забавно, а потому, что это нужно его народу. Согласитесь, не каждый день на экране можно лицезреть поганца с мало-мальски благородными намерениями и внешностью прирождённого римского диктатора. Что касается прыткой Лоис Лейн (Эми Адамс), то тут всё весьма плачевно: авторы упоминали, что в «Человеке из стали» Супермен не будет спасать её так часто, как в предыдущих сериях, однако на деле получилось с точностью до наоборот: без помощи Кларка Лейн за весь фильм откинула бы коньки примерно шесть раз.
За что действительно стоит похвалить Снайдера, так это за изящное построение кадра: особенно примечательна сцена, в которой Кларк буквально утопает в человеческих черепах, а позади него солнце расщепляет Землю (эта сцена очень напоминает отрывок из «Хранителей», в котором атомный взрыв точно таким же образом уничтожает многострадальный земной шар). Но, увы, сногсшибательная оболочка не может заполнить прорехи в сценарии, и «Человек из стали» не стал конкурентом матёрому Бэтмену и Хранителям-циникам.
Авторы утверждали, что картина будет посвящена исследованию жизненных проблем сверхчеловека, воспитанного в обществе homo sapiens, но на деле мы получаем всего лишь детский утренник со свистоплясками, разворачивающимися вокруг столпа американской культуры. Выглядит всё это настолько уныло и беспомощно, что даже и посмеяться не над чем, а плакать как-то неприлично.