Терпение и труд
Новая версия «Золушки» – последнее пополнение череды экранизаций классических сказок, которая началась с «Алисы в стране чудес» пять лет назад. Также это первый фильм группы, к которому не приложил руку продюсер Джо Рот. И после того, что получилось, так и хочется попросить его посмотреть и понять, наконец, что можно снять захватывающую, романтичную и поучительную историю с женщиной в главной роли без необходимости наряжать её в доспехи и отправлять бороться с монстрами. «Золушка», чей первоисточник никогда не был богат на события, берёт не размахом или зрелищем (хотя посмотреть здесь есть на что), а героями, которых или любишь, или любишь ненавидеть (даже злодеи приносят удовольствие). То есть тем, ради чего мы и любим слушать и смотреть сказки.
Взяв за основу простой (и небезосновательно подвергающийся критике) сюжет, сценарист Крис Уайц («Мой мальчик») подчеркнул все достоинства первоисточника (главная героиня, которую можно ставить в пример юным зрительницам; мораль о силе добра и любви) и исправил наиболее спорные моменты. Так, Золушка и Принц теперь знакомятся и влюбляются друг в друга до бала, и симпатия между ними основана вовсе не на богатстве и власти, а на доброте и заботе; мы видим, что рабыней в собственном доме Золушка стала не от бессилия и мягкотелости, а из благородства и терпимости; и, что важнее всего, Принц здесь не выглядит дураком, который не узнаёт свою возлюбленную без использования пресловутой хрустальной туфельки.
Режиссёр Кеннет Брэна в сказочной среде чувствует себя гораздо комфортнее, чем в окружении шпионских страстей «Джека Райана», и придаёт «Золушке» приятную старомодность, не торопя события и позволяя зрителю окунуться в её яркий и гостеприимный мир, в котором даже мыши на чердаке вызывают симпатию. В то же время, злодеи здесь по-настоящему сказочные: скорее вредные, чем действительно злые, и при этом не лишённые чего-то человеческого, что позволяет им быть чем-то большим, чем собранием ходячих карикатур.
А за что хочется сказать авторам отдельное спасибо, так это за уход от старой и не особенно полезной морали о том, что добро обязано наказать зло силой. Здешняя Золушка не злопамятная, а благородная, и своим примером показывает, что от чужого горя никому лучше не становится, а для мачехи Леди Тремейн самым страшным наказанием становится то, что герои её прощают и продолжают жить своей жизнью. И в кои-то веки такая развязка кажется единственно правильной и достойной восхищения. В то же время, Уайц и Брэна показывают, что у ангельского терпения главной героини тоже есть пределы, и всё время поступать правильно ох как нелегко. Но, как и любая хорошая сказка, «Золушка» показывает, что тяжёлый труд всегда вознаграждается – надо лишь дождаться.
Помогают фильму и отличные актёрские работы. Лили Джеймс, которая раньше на большом экране появлялась мало и редко, прекрасно справляется с главной ролью и выглядит одинаково убедительно в образе как угнетённой служанки, так и звезды званого вечера. Ричард Мэдден, которому не привыкать к средневековому антуражу, делает Принца не просто писаным красавцем и большим молодцом, но ещё и живым человеком со своими проблемами. Кейт Бланшетт легко обставляет всех остальных лауреаток «Оскара», игравших сказочных злодеек в последние годы (Рэйчел Вайс в «Озе: Великом и ужасном», Шарлиз Терон в «Белоснежке и охотнике», Анджелину Жоли в «Малефисенте»), а Стеллан Скарсгард в роли меркантильного Эрцгерцога составляет ей хорошую компанию. А уж благодаря Бену Чаплину и Хейли Этуэлл в роли родителей Золушки все вопросы о том, как она выросла такой непоколебимой оптимисткой, отпадают вмиг.
«Золушка» получилась приятным напоминанием о том, что сказки студии Уолта Диснея – это не только хороший способ продавать игрушки, но ещё и берущие за душу истории, которые найдут отклик и у самых маленьких зрителей, и у тех, кто их водит в кино. И хочется надеяться, что более традиционный подход, который продемонстрировали создатели, приживётся, и будущие экранизации (среди которых «Дамбо» Тима Бертона и «Красавица и Чудовище» с Эммой Уотсон и Дэном Стивенсом) продолжат тенденцию.