В 1972 году произошли события, потрясшие весь мир: 13 октября в Андах разбился самолёт, на борту которого находились члены регбийной команды Old Christians, их родственники и спонсоры. В живых осталось 28 человек, но из-за тяжёлых травм и жуткого холода количество постепенно стало сокращаться.
У этих людей не было ничего, что хоть как-то помогло бы выжить – скудные запасы еды, отсутствие источников тепла и медикаментов. Однако человеческая жажда жизни порой способна перебороть самые сложные обстоятельства. Молодые мужчины начали бороться до последнего, хватаясь за любой шанс на спасение. Включая поедание замороженных тел погибших родственников и товарищей…
Столь трагические и в то же время невероятные приключения, широко известные как «Чудо в Андах», легли в основу не одной книги, а первая из них была опубликована уже в 1973 году. Это были труды американского журналиста, специалиста по военной истории и писателя Клэя Блэра-младшего, которые, в свою очередь, стали основой первого фильма о спасении регбистов из снежного плена – «Выжившие в Андах» (1976) мексиканского режиссёра Рене Кардоны.
После того как картина появилась в прокате США, критики разнесли её в пух и прах, а знаменитый Роджер Эберт вообще поставил ей ноль, отметив, что единственная сила фильма – реальные события, заложенные в сценарии: «В основе этого довольно тупого, скучного и даже грубого фильма лежит реальная история такой неотразимой силы, что мы вынуждены размышлять об увиденном и как-то на это реагировать».
До недавнего времени самым заметным фильмом, реконструирующим эти события, считалась драма Фрэнка Маршалла «Выжить» (1992). Кино весьма компетентное, но на событие явно не тянет – уж слишком слаба режиссура Маршалла, соткавшего действие из скучных мелодраматических клише и не выжавшего максимум из актёрской команды.
Теперь настало время взглянуть на эти мрачные и одновременно воодушевляющие исторические события глазами испанца Хуана Антонио Байоны, который также не сумел поставить шедевр, но сделал всё возможное, чтобы превзойти голливудских коллег и заставить весь мир ещё раз почтить память погибших.
Как это часто бывает с историями подобного рода, её широкая известность и максимально детальные описания на различных ресурсах, включая «Википедию», лишают зрителя каких-либо сюрпризов и обрекают сюжет на предсказуемость. Взяв за основу книгу Пабло Вьерси, Байона в компании с другими сценаристами создал крепкую, но не сказать, что сильно выдающуюся драму о выживании.
«Снежное братство» не претендует на какие-то откровения или неожиданные повороты и делает ставку в первую очередь на атмосферу и повышенную обстоятельность. В итоге это расширяет хронометраж до двух с половиной часов. Для суровой повести о воле к жизни столь длительная продолжительность кажется избыточной. А от нескольких медитативных сцен-рефлексий история подвисает и вместо постоянной эскалации переживаний у зрителя начинает его слегка утомлять.
Однако именно выбор Байоны на пост режиссёра выглядит полностью обоснованным и взвешенным решением. У него за плечами не только опыт рассказа подобных историй (достаточно вспомнить драму «Невозможное» с Наоми Уоттс) – он способен разглядеть в ворохе любых жизнеутверждающих клише пронзительные ноты человечности и при этом ни разу не перешагнуть за грань слезливой сентиментальности, хотя порой кажется, что он вот-вот это сделает.
Байона смело отдаёт ведущие роли команде малоизвестных актёров и хорошо заметно, что он полностью им доверяет. Изучая список имён в каст-листе, вы вряд ли встретите знакомые фамилии, но это лишь становится важным доказательством, что подобной картине звёзды вовсе не нужны.
Байона хорошо понимает, что правдоподобная реконструкция трагедии в Андах (ближе к финалу мизансцены начинают почти со стопроцентной точностью воссоздавать реальные фотографии) должна прежде всего заставить каждого из зрителей представить себя на месте участников драмы, совершенно простых и обычных людей, а не наблюдать за «селебрити в опасности».
Не хватая с неба звёзд относительно сюжетных перипетий, Байона грамотно использует визуальную сторону картины для выражения заложенных смыслов. Объектив камеры оператора Педро Луке передаёт почти физическое ощущение морозной стужи, от которой моментально трескается кожа на пальцах, тело сковывает судорогой, а единственным источником какого-то тепла становится лишь собственное дыхание.
Особо важными моментами становятся кадры, запечатлевающие эпический размах горных панорам, на которые Байона смотрит одновременно с восторгом, ужасом и благоговением. Переходя от крупных планов к масштабным монохромным пейзажам, режиссёр словно хочет лишний раз напомнить зрителям о ничтожности человеческого существа, крохотной живой песчинки, затерянной посреди величественных гор и бесконечных снежных просторов.
Давно родная Земля не казалась на экране такой чужой, равнодушной и безразличной планетой, что бесстрастно взирает на незваных гостей, отчаянно пытающихся выжить на ней. Но именно в сравнении маленького человека с этой первозданной мощью и проступает основной посыл фильма, придающий ему особую силу. Как бы ни было трудно, опасно и эфемерно наше пребывание в этом мире, основной инстинкт выживания способен заставить человека найти в себе ресурсы, чтобы бросить вызов самой Вселенной.