Мир охвачен странной эпидемией – люди ни с того ни с сего превращаются в животных. Природа этого недуга неясна: он поражает случайных индивидуумов без располагающих к мутации факторов. Доктора плохо понимают его суть и не знают, как лечить. Правительство недолго думая решает поместить так называемых «существ» в нечто, напоминающее резервации, а активисты организовывают для вчерашних соседей сбор продуктов питания.
Горе постигло и французского повара Франсуа, чья жена Лана также находится в подобном специзоляторе, где медленно трансформируется в покрытую шерстью хищницу. Однако это лишь начало его испытаний, поскольку «животные» симптомы проявляются у сына Франсуа, старшеклассника Эмиля.
Сравнение человеческого мировоззрения на контрасте с незамутнённым сознанием представителей животного мира всегда благодатная почва для философского анализа. Ведь чем дольше мы живём на свете, тем получаем больше доказательств, что человек – самый опасный и жестокий представитель земной фауны.
Практически весь жизненный цикл зверей продиктован законами выживания в одновременной гармонии с природой, им не знакомы подлость и предательство, зависть и алчность. Многие их потребности определены простейшими базовыми инстинктами. Но глядя на отдельных представителей homo sapiens, неволей начинаешь задумываться, что интеллектуальное развитие отнюдь на гарантирует кардинально положительного отличия от четвероногих.
Режиссёр и сценарист Тома Кайе («Истребители») прекрасно знал, какое обилие сложных вопросов можно взрастить на этой теме, однако кажется, что свои силы он всё-таки не до конца рассчитал. Внутренняя вселенная «Королевства зверей» настолько интересна и богата трактовками, что стремление преподносить её условно или прямолинейно равносильно преступлению. Не сказать, что Кайе его совершил, но нераскрытый потенциал этой гипотетически очень сильной картины замечается быстро.
К промахам не относится отказ автора от лишних разъяснений, поскольку зрителю в самом деле совсем не нужно объяснять, откуда вообще взялась эта неизвестная зараза – необходимо просто принять факт её наличия как данность. Кайе понимает, что работает не с жанровым продуктом, хотя и не забывает о зрелищности – к спецэффектам, гриму, визуальному ряду и атмосфере нет претензий.
Основная проблема лежит в метафорической трактовке сюжета, сочетаемости сюжетных линий и цельности авторского высказывания. Аллегории в фильме считываются достаточно легко, так как выглядят прозрачнее некуда. Тут и проблемы инаковости, выраженные в сложных отношениях общества к непохожим на них индивидуумам, что варьируются от терпимости до полного неприятия, и трагедия расставания с близким родственником, и трудности подростковой адаптации с взрослением.
Простоту сюжетных метафор можно было бы легко сгладить безудержным полётом авторской фантазии и символического креатива. Но кажется, что Кайе постоянно себя ограничивает, словно боится переступить грань хорошего вкуса. Однако этой сдержанностью лишь снижает градус необходимой в диалоге со зрителем откровенности.
По сути, происходящие в фильме события можно поделить на три смысловых блока: примирение с неизбежной утратой близкого, проблемы подростковой ассимиляции пополам с познанием себя, и вхождение в новый, свободный, почти первобытный мир. Кайе явно не терпится высказаться по всем аспектам сразу, поэтому он, не успевая закончить одну важную линию, тут же переходит к другой, её также недостаточно объёмно прописывает, потом переходит на новую сценарную ступень и так далее.
Особенно хорошо подобные недоделки видны на примере героини Адель Экзаркопулос Джулии, которая, по сути, вообще не нужна этой истории. Её отношения с Франсуа не развиваются и никуда не ведут (как и отношения Эмиля с одноклассниками). Она запоминается только тем, что вставляет свои пять копеек про трудности работы женщин в токсичном мужском коллективе.
Даже с собственной позицией по отношению к «зверям» кино не совсем определяется. Клыкастый опасный зверь, ещё недавно бывший человеком – это всё-таки хорошо или плохо?
Но так как у всего есть оборотная сторона, то и недостаточно продуманный сценарный материал «Королевства зверей» не означает, что кино однозначно не удалось. Как бы ни были просты «скрытые смыслы», нельзя не признать, что все они актуальны, остры и болезненны.
Мы все давно стали пассивными свидетелями, как мир катится в тартарары, а окружающие с каждым днём теряют человеческий облик, отучившись думать, рассуждать, любить и сочувствовать. У Кайе эти умозаключения поданы в несколько сумбурном и прямолинейном виде, но он умеет обставлять их красиво, эффектно и с важной ноткой сердечности.
Потеря фокуса и эмоционального накала, что начинается где-то посередине, не даёт до конца осознать, что же всё это было по задумке – нечто глобальное о человечестве либо что-то, суженное рамками до взаимоотношений одинокого родителя и взрослеющего ребёнка.
Но и эту неопределённость спасают изящно выстроенные эпизоды взаимодействий отца и сына, которые обыграны трогательно, нежно и с душой. Особенно постарался отличный Ромен Дюрис в роли человека, пережившего одну потерю и тут же вынужденного мириться с другой.
Самому режиссёру тоже остаётся лишь примириться с несовершенством своей работы. Однако эти побочные эффекты, в отличие от мутаций героев фильма, обратимы: у Тома Кайе определённо получается работать на стыке оригинального авторского и зрительского зрелищного кино. Остаётся надеяться, что он будет внимательнее подходить к проработке собственных сценариев в будущем.