Жизни навстречу
Космонавты на МКС получают образец бактерии с Марса. В ходе рискованных экспериментов найденная форма жизни проявляет агрессивное поведение, что вызывает на станции форс-мажорную ситуацию.
Космическая кинофантастика знала разные периоды – удачные и не очень. Новаторский дух отдельных постановок оказал воздействие на кинематограф в целом («Бегущий по лезвию»), некоторые фильмы запомнились постмодернистскими приёмами и объёмным, продуманным миром («Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда»), иные полагались на скрупулёзное изучение экзистенциальных проблем выбора и принятия решений («Альфавиль»). Были среди множества картин данного направления слабые, к настоящему моменту почти стёршиеся из памяти не только простых зрителей, но и критиков, киноманов. Даниэль Эспиноса («Код доступа “Кейптаун”») своим фильмом «Живое» впервые соприкасается с монументальным, сложным в освоении жанром.
Швед чилийского происхождения умудрился снять увлекательное кино, целиком и полностью построенное на разнообразных штампах. В его фильме нашлось место стереотипным персонажам (хотя одним из членов экипажа стала женщина из России, которую играет белорусская артистка Ольга Дыховичная), быстрой экспозиции, типичной в рамках заданной фабулы завязке, стремительно перетекающей в основной конфликт и к архетипичному финалу.
Существо – то самое «живое» – пытается выжить и любыми способами уничтожить находящихся на станции людей. В рамках заданного жанра режиссёра интересует вопрос не «почему», а «как» – каким образом патогенный для человека, чужеродный организм расправится со всеми членами экипажа; как он сможет это сделать? Некоторые сцены противостояния сняты со вкусом, иным недостаёт напряжения, так как многие ходы просчитываются заранее. Словно бы страдающее идиосинкразией всего живого – вот уж забавная тавтология! – быстрорастущее инопланетное нечто пробуждает в сознании образ каноничного киномонстра – Чужого. Здешний антагонист – отгламуренная версия знаменитого чудовища. В подтверждение этому злодей Эспинозы копирует некоторые повадки Ксеноморфа, расправляясь со своими жертвами схожим образом.
Кроме «Чужого» «Живое» вызывает чёткие ассоциации с относительно недавней «Гравитацией» Альфонсо Куарона. Творение Даниэля Эспиноcы визуально проигрывает в сравнении с картиной-лауреатом «Оскара», трюки в открытом межзвёздном пространстве не так захватывают, а космос совершенно не ощущается третьей силой – трансцендентной, леденящей сознание, но очаровывающей и притягательной. С другой стороны, главная идея ленты заключена совершенно в другом. Её высказывает Хью Дерри (Эрион Бакаре), который говорит, что их противник – хищное существо с поверхности марсианской планеты – убивает не из ненависти, а просто потому, что не может поступить иначе. Эта, в общем-то предельно простая мысль, к сожалению, никак не развивается далее.
Вместе с тем в фильме полно допущений, относящихся, главным образом, к научным теориям и поведению персонажей. Когда в условиях хаоса и зарождающегося смятения Миранда Норт в исполнении Ребекки Фергюсон принимает ряд сложных и неоднозначных решений, герои из серьёзных подготовленных исследователей МКС в один миг превращаются в склонных к панике неразумных детей. Наверняка в этом есть своя правда – таким образом фильм приобретает в напряжении, но теряет в логике. Жертва оказывается не напрасной – саспенс умело выстроен, и даже одиозный попсовый финал не способен испортить впечатление от просмотра этого качественного, но не самого свежего фантастического фильма.