Доблесть зоологов
История Яна и Антонины Жабинских, смотрителей варшавского зоопарка во время Второй мировой войны, до сих пор оставалась нетронутой кинематографистами. Хотя их подвиг заслуживает максимально широкого освещения: семейная пара спасла триста евреев, укрыв их в подвалах своего зоопарка и не дав сгинуть внутри варшавского гетто.
Плохие режиссёры, снимая кино о больших трагедиях из истории человечества, любят наживаться на теме, выдавливая из зрителя водопады слёз. Но новозеландка Ники Каро не из таких. Её предыдущие работы, посвящённые сильным женщинам, борющимся с домогательствами на шахте («Северная страна»), и несгибаемым мужчинам, которые вынуждены перезагрузить свою жизнь на её излёте («Тренер»), трудно назвать сердцещипательными. Каро фокусируется на поступках, которые меняют привычное течение жизни людей, вынуждая их выйти из зоны комфорта. «Жена смотрителя зоопарка» не стала исключением.
Варшавский зоопарк, вокруг которого разворачивается действие картины, открылся в конце 1920-х. Ян Жабинский вместе с супругой Антониной устроил настоящий зоологический рай в сердце польской столицы. В начале фильма мы совершаем утренний обход зоопарка вслед за Антониной, приветствуя слонов, зебр, львят и других зверей. Очаровательную наивность героини нарушает нападение немецкой армии на Польшу в сентябре 1939 года, когда от бомбёжек многие люди и животные погибают, а остальные звери разбегаются по Варшаве, пугая местных жителей.
Очевидным достоинством картины является Джессика Честейн, которая уже успела зарекомендовать себя в серьёзных картинах («Цель номер один», «Самый жестокий год», «Прислуга»). Её бесстрашная Антонина помогает воскресить еле дышащего слонёнка, несмотря на существующую угрозу со стороны обитателей вольера. Она позволяет сыну дремать среди львят, показывая уникальное родство, которое чувствует семья Жабинских к животным, находящимся под их опекой. И все эти поступки могли стать лишь дежурными сценами, если бы Джессика не вдохнула жизнь в своего персонажа. Честейн наделяет пани Жабинскую мягкостью и сострадательностью, благодаря чему фильм только выигрывает.
На заботливую и самоотверженную Антонину имеет виды главный отрицательный персонаж картины. Лутц Хек (Даниэль Брюль) одержим идеей выведения породы быков, вымерших несколько веков назад, и Варшавский зоопарк он считает подходящим местом для генетических экспериментов и для ухаживаний за пани Жабинской. Увы, роль такого сумасбродного немца мало отличается от недавнего перформанса Брюля в «Первом мстителе: Противостоянии». Впрочем, здесь его герой чаще появляется на экране, успевая не только насолить Жабинским, но и своеобразным образом помочь им в их операции.
Варшавское гетто показано в фильме стерильно и не слишком подробно – и потому не вызывает понимания тех ужасов, что происходили на самом деле. В этом работа Ники Каро сильно уступает картине Романа Полански «Пианист». И вообще мало кто из укрываемых Жабинскими евреев получает достаточно времени для раскрытия на экране. Каро главным образом фокусируется на воссоздании военной эпохи и зоопарка в силе арт-нуво, чем на проработке еврейских персонажей. Нам предлагается заочно сочувствовать клеймённым Звездой Давида жителям. Гораздо больше сопереживания вызывают обитатели зоопарка. При виде мечущихся по вольерам животных во время немецкого налёта, сердце не дрогнет только у самого чёрствого сухаря, а в голове запросто промелькнёт мысль, как отличаются инстинкты животных от человеческого желания выжить.
Вторит этому идея освобождения от фашистского управления. В финальном акте нам показывают уличные перестрелки бойцов польского Сопротивления (вместе с Яном Жабинским, сыгранным Йоханом Хелденбергом) с немецкими солдатами. Тут надо отдать должное режиссёру: при всей возможности накрениться в сторону чрезмерного патриотизма, Каро сдерживает напыщенность этой битвы, не давая ей перерасти в эпос о польском освободительном движении. Да и сам фильм мог стать монументальным сказанием о героическом спасении варшавских евреев, а получился исторической драмой о доблести зоологов, чего Ян и Антонина непременно заслуживают.