«Образцовые семьи» режиссёр лично привез на кинофестиваль франкофонии в Москве. По сюжету главный герой фильма, успешный бизнесмен, отправляется в родовое поместье во французской провинции, где сталкивается с призраками прошлого, судебными тяжбами и настоящей любовью. Детально прорисованные персонажи, классическая режиссура и сильная актёрская игра невольно возвращают к нетленным традициям французского кинематографа.
– Что вас вдохновило на создание фильма «Образцовые семьи»?
– За всю карьеру я создал много картин, обычно мои работы носили дух авантюризма: приключения, бегства, интриги. Потом в моей кинематографической деятельности случился довольно большой перерыв, почти одиннадцать лет – в этот период внутри меня как будто происходило некое внутреннее переосмысление. В конце концов, я решил вернуться в те края, где провел первые 17 лет жизни, вернуться на родину, в провинциальную Францию. Именно эта атмосфера далёкой юности и детства вдохновила меня на творчество. Новая картина – это и глубокий диалог со зрителем, и возвращение в кинематограф. Впервые я не бегу от себя, фильм получился семейным, интимным, тёплым и открытым.
– В таком случае, можно ли считать картину автобиографичной?
– Да, в некоторой степени, да, мне очень хотелось вернуться в этот маленький город в Бургундии, где я провёл детство. У меня было три друга, бок о бок мы росли и учились, носили белые передники поверх школьной формы, чтобы не дай бог её не запачкать. Повзрослев, один из нас стал крупным застройщиком, другой подался в политику, а третий, будучи нотариусом, проворачивал некие не совсем законные махинации, за что в итоге и угодил в тюрьму. Я стал режиссёром и стараюсь поддерживать связь времён не только посредством живого общения, но и в кино – эта невидимая нить должна окутывать все ипостаси жизни.
– Оголяет ли сюжет острые социальные проблемы общества?
– Да, вы правильно заметили, этот фильм отображает определённые метание, определённое расслоение, определённые поиски внутри французского общества. В этом фильме мы видим совершенно разных персонажей. Жиль Леллуш играет человека, видимо, очень скромного происхождения, но который благодаря своей силе, энергии, уверенности и страсти к авантюрам умудрился стать этаким «Гражданином Кейном» своему родному городу. Другой, главный герой картины, явно выходец из среды высшей буржуазии, имеет твёрдое решение не только покорить мир, но и доказать всем свою исключительность, что ему, конечно же, удаётся. Все они очень разные, но их жизненные линии, переплетаясь друг с другом, позволяют отслеживать тонкости взаимоотношений и проблематику внутри узкой социальной структуры и вокруг неё.
– Во многих интервью вы утверждаете, что режиссура – это архитектура. Каким образом пересекаются эти два понятия?
– Во-первых, и для одного, и для другого для начала нужно получить разрешение на работу.
Архитектура играет в моих фильмах очень большую роль, это визуальное отражение конкретных идей и определённого существования мира в пространстве. В «Образцовых семьях» я показываю развитие через архитектуру. Вы видите, что в картине есть несколько архитектурных планов города – это старинный центр города, многие строения которого относятся к памятникам 17-18 века. Впоследствии к ним добавляются богатые буржуазные кварталы 19 века, как тот особняк, в котором жила семья главного героя. Дальше идут деловые районы, бетонные, стеклянные здания, башни, и наконец, на периферии города вырастают такие небольшие кварталы малоэтажных жилых домиков, как тот, в котором живет героиня Карин Виар. Получается, что вокруг того города моего детства – части исторической Франции – вырисовываются определённые концентрические круги разной застройки, которые и воссоздают жизнь разных людей. Мир меняется, и архитектура отражает расслоение этого мира.
Прежде чем возникло осязаемое, видимое произведение, была мечта, какая-то идея – это ещё одна любопытная общность архитектуры и кинематографа. Для меня идея начинается с карандаша и листа бумаги, на котором я пишу слова, пишу историю. Дальше начинается вторая часть моей работы, это то, что кинематографисты называют покадровой разработкой – я придумываю, как будут выглядеть сцены, которые я написал и которые существуют в виде образов у меня в голове. И когда всё это сливается, возникает здание фильма.
– Как подбирали музыку к фильму?
– Пока мы со старшим сыном Жюльеном Раппно работали над сценарием, младший – Мартин – притащил в комнату рояль, правда, теперь его никак оттуда не вынести – до сих пор стоит там, в моём кабинете. Мартин проигрывал отрывки музыкальных произведений, а мы выбирали ведущие темы для фильма, аранжировки, решали, как будем подавать ту или иную постановку. Когда Мартин сыграл первый концерт Шумана – решение для финальной сцены было принято единогласно, хотя изначально у меня была идея использовать что-то из Моцарта, но Шуман всё же гораздо больше подходит для романтической развязки, на мой взгляд, его музыка достойно поддерживает финальный аккорд и тонко проходится по настроению героев. Таким образом, можно сказать, что и сценарная работа, и музыкально-композиторское оформление фильма – это наше семейное предприятие.
Далее мы планируем работать в этом же направлении, 23 марта в Париже состоится премьера фильма моего старшего сына Жюльена Раппно «Розали Блум», музыку к фильму написал Мартин. В этот день я всё время буду смотреть на часы, чтобы не забыть пожелать им успеха перед премьерой.
Интервью проходило в гостинице «Метрополь».