Приключенческий ревизионизм

Приключенческое кино стабильно пользуется популярностью в прокате как минимум со времён революционного фильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». С тех пор ежегодно на маленьких и больших студиях США снимают подражания, переложения и продолжения, большинство из которых зрители принимают благосклонно.

Поэтому с маркетинговой стороны голливудский дебют независимых режиссёров братьев Аарона и Адама Ни «Затерянный город» был почти застрахован от кассового провала, особенно учитывая актёрский состав. Сандра Буллок, Ченнинг Тэйтум, Дэниел Рэдклифф, Брэд Питт – пальчики оближешь. И даже в эпизоде засветился мастер вторых ролей Стивен Лэнг.

Лента братьев Ни лишена оригинальности, похожа на многие другие приключенческие картины – от «Индианы Джонса» и «Романа с камнем» до новой «Лары Крофт», – однако к чести авторов стоит сказать, что они вовсе не пытаются выглядеть новаторами, а создают пародийно-романтическую версию типичных приключений героев на далёких островах или в непроходимых джунглях.

Независимый бэкграунд позволил постановщикам не творить в соответствии с давно известными шаблонами, а снимать как бы перпендикулярно. В их первой мейнстримной работе есть что-то от ревизионистского кино Нового Голливуда, только если, допустим, в вестернах Сэма Пекинпы или же Роберта Олтмена царила непривычная для классических образцов серьёзность, то «Затерянный город» – это более абсурдная версия классики приключенческого кино, где образы традиционных для жанра героев вывернуты наизнанку.

Далеко ходить не надо, можно начать с ведущей парочки – персонажей Сандры Буллок и Ченнинга Тэйтума. В приключенческих фильмах нечасто женские персонажи играют более значимую роль, нежели красивого приложения к мужественному герою, но если такое происходит, то тут уж не до женских сантиментов. Героини вроде Лары Крофт и сами дадут фору любому мужику. Режиссёр лишь может сделать их более женственными, чем среднестатистическая пацанка или бодибилдерша. А вот Лоретта Сейдж – крутая искательница приключений только на страницах своих романов.

В реальности персонаж Сандры Буллок боится даже выйти к читателям на пресс-конференцию и вообще предпочитает одиночество, грустя по умершему мужу-археологу. Никаких навыков выживания в лесах у неё нет, как и у её модели для обложки Алана, который изображает отважного охотника за сокровищами Дэша, когда в реальности не способен даже постоять за себя, несмотря на мужественный внешний вид. Единственным традиционным героем приключенческого жанра мог бы быть бывший военный Джек Тренер, работающий, кем бы вы подумали, тренером (!), но он довольно быстро выходит из сюжета.

Со злодеем тоже беда. Это в романах Лоретты он злобный и страшный, с лицом опытного убийцы, а в реальности это импозантный Эбигейл Фэйрфакс, обиженный на отца за то, что тот не поддержал его одержимые поиски сокровищ Затерянного города и завещал свою империю его младшему брату. Как вам такое, Илон Маск? Нелепость героя подчёркнута амбивалентным именем Эбигейл, вроде нашего Александр/Александра, словно свидетельство неопределённого гендера.

Такие персонажи слишком странные даже для комедийного экшена, так что у зрителя может наступить когнитивный диссонанс, словно он оказался в положении героя Козьмы Пруткова, который видит – слон, но написано буйвол. К счастью, голливудские студии потому и успешны, что способны не только идти на поводу у аудитории, но и предугадывать её желания, правильно раскручивать необычные проекты, на что не способны наши медиагиганты, упорно отказывающиеся как-то разнообразить сериалы, фильмы или книги.

«Затерянный город» может поставить в тупик поклонников приключенческого кино, но ведь такая аудитория для него второстепенна. Не зря же среди актёрского состава присутствует Оскар Нуньес, игравший в бесчисленных комедиях, включая и «Предложение» с Сандрой Буллок. Тут его персонаж не менее забавный – перевозчик животных, по-дружески привязанный к козе (ну а как вы подумали?), и потенциальный кавалер литературного агента Бет, чернокожей девушки с впечатляющими формами.

Впрочем, политкорректность у братьев Ни не бросается в глаза. Фэйрфакс запросто повелевает чернокожими бандитами, а Бет доберётся до Затерянного города лишь в финале, по пути завязав интрижку с комичным, но благородным персонажем Нуньеса. И вообще смысл фильма в том, что любовь, а не золото главное сокровище, ибо только она не подвержена времени. На примере мифического короля и его возлюбленной режиссёры перекладывают на массовый язык прекрасную оду любви из Нового завета, выраженную точными словами апостола Павла. Такая трактовка определённо устроит любого зрителя.

Действительно, любовь сильнее смерти, так что даже комичные, вроде бы неподходящие друг другу Лоретта и Алан преодолевают слабости своих характеров, чтобы быть вместе. Лоретта, наконец, понимает, что нужно жить дальше – её трогательный жест с кольцом умершего мужа, которое она оставляет в гробнице, свидетельствует о её готовности открыться новым чувствам, ведь человек должен жить не прошлым, а настоящим. Любовная история Лоретты и Алана получилась без романтики и громких слов, зато как в жизни – немного наивно, нелепо, но искренне.

Братья Ни комедийную ткань ленты выткали не из пошлых шуток или юмора внешнего, а-ля слэпстик. Нет, комедийные ситуации связаны с характерами героев, их реакциями на те ситуации, в которых они оказываются, а также с пародийной инверсией романтических персонажей приключенческого кино. И, к чести актёров, все они почувствовали пародийно-гротескную линию ленты, оттого играют в правильной тональности, делая своих героев нелепыми, но реалистичными.

Едва ли стоит говорить, что Сандра Буллок отлично выглядит в 57 лет и не стесняется демонстрировать стройную фигуру, так что шутки героев в сторону её возраста воспринимаются обидным преувеличением. Да и вообще нельзя не приветствовать участие возрастных актрис в экшене (можно вспомнить тоже хорошо выглядящую Кэрри-Энн Мосс в новой «Матрице»). Зрелые женщины, имеющие за плечами сложившуюся (или несложившуюся, как в случае Лоретты) жизнь не менее интересны, чем опытные мужчины, которые со времён Шона Коннери вполне заурядно крутят романы с молодыми красотками.

Хотелось бы только предостеречь авторов от сиквела. Во второй раз обаятельная свежесть и комедийный блеск ревизионистского приключенческого экшена может испариться, и останутся лишь штампы не раз виденных сцен. Возможно, поэтому, несмотря на хорошие сборы, к удачному перезапуску «Лары Крофт», также удивившему раскрепощённым повествованием на грани пародии и серьёзного экшена, пока так и не сняли сиквел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here