Потребовалось много усилий, чтобы запустить «Белоснежку и семь гномов» в кинотеатры. В 1937 году люди не понимали, как вообще возможно больше часа смотреть одну только анимацию. Фильм называли «капризом Диснея» и предсказывали провал, но это не помешало ему стать настоящим хитом. Впрочем, самого Уолта Диснея всё это не сильно волновало – ещё до окончания работ над «Белоснежкой…» он корпел над тем, что должно было стать его вторым крупным проектом – «Бэмби»…

В сентябре 1937 года аниматор Норман Фергюсон принёс Уолту книгу Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», и тот загорелся желанием её экранизировать, в итоге поставив этот проект в планы как третий полнометражный фильм студии. В то же время Диснею не давала покоя одна серьёзная проблема: анимация оленей для «Бэмби». Добиться её реалистичности здесь и сейчас было очень сложно. В итоге он решил не спешить и сначала сделать «Пиноккио». Будучи перфекционистом, он искренне наделся, что эта картина выйдет более совершенной, чем рождённая в четырех годах сплошных проб и ошибок «Белоснежка».

Пиноккио

Команда, приступившая к работе над «Пиноккио», была излишне уверена в себе. Сделав несколько сцен для середины фильма и показав их Диснею, они услышали решительное «Нет, так не пойдёт». Впоследствии он выкинул весь накопившийся материал, заставив их всё делать заново.

Главная претензия Диснея была к главному герою – ему не нравился нахальный характер Пиноккио из первоисточника, а также то, что на рисунках его подопечных, подражавших оригиналу, он был недостаточно живым – просто куклой на верёвочках. Верный вектор развития был найден благодаря Милту Кохлу, вернее, его раскадровкам одной из подводных сцен с Пиноккио. Как говорил сам аниматор, он рисовал героя, думая о нём не как о деревянной кукле, а как о настоящем мальчике.

Пиноккио

Примерно в то же время появилась идея сделать из сверчка Джимини, эпизодического персонажа книги, раздавленного главным героем, полноценного персонажа-помощника Пиноккио, его совесть в прямом и переносном смысле. Работу над персонажем доверили аниматору Уорду Кимбеллу. Посмотрев на ранние эскизы, он подумал: «Какое уродливое насекомое!» и не был уверен, что такой персонаж сможет вытянуть картину. Он считал, что герой должен быть забавным, однако Дисней не хотел, чтобы Джимини стал клоуном и предложил сделать его милым. И когда в одном из множества вариантов Уолт разглядел своего дядю Эла, вопросов в том, какой рисунок брать за основу, не осталось.

Говорить об изначальной задумке сцен и их финальном воплощении интереснее всего: они всё время менялись. Как только был разработан сюжет, Уолт раздал команде мультфильма листы, в которых перечислялись сцены, и стоял вопрос: «Есть ли у вас идеи для реприз?» За среднего качества репризу можно было получить пять долларов, хорошего – 10, а за идею сцены – и до 25. Деньги, конечно, не были главной движущей силой мыслительного процесса аниматоров, но всё же давали дополнительный стимул. Интересно, что единственная причина, почему сцена со спектаклем деревянных кукол выглядит именно так, как выглядит, была в простом дефиците времени.

Пиноккио

«Пиноккио» – настоящий учебник по всем возможным типам и техникам анимации. Одним из любимых приёмов аниматоров была техника сухой кисти – именно благодаря ей мы видим множество оттенков на шерсти котёнка Фигаро.

Чтобы кит Монстро обладал внушительными размерами, его рисовали углём на бумаге. Из-за этого художникам было весьма трудно контролировать весь процесс и не допустить колебаний контуров, чтобы его движения оставались естественными, но они справились. Схожим образом рисовались эффекты дыма, огня и водной поверхности: сначала делался набросок карандашом, а потом переносился на плёнку всё той же техникой сухой кисти. Итоговый результат не только напоминал рисунки импрессионистов, но и облегчал работу, ибо не нужно было прорабатывать каждую деталь отдельно – результат уже был цельной структурой.

Тем не менее, простых решений во время создания фильма никто не искал. Если нужно было нарисовать Пиноккио в качающейся клетке во время грозы – его рисовали, хотя надо было учесть так много нюансов, что у любого избалованного компьютерными программами современного аниматора голова бы лопнула.

Пиноккио

Часть приёмов – вроде создания объёмных моделей или живых съёмок для помощи художникам – вполне используется и сейчас, а другие – например рисование румян с помощью настоящих румян – уже ушли в прошлое. Вместо фотосъёмки пришло сканирование и электронные планшеты – а как вам скажет любой художник, у каждой картины есть свой объём, у каждого мазка есть своя толщина. Если вы хотите увидеть магию двумерной анимации во всей красе, то на её современных представителей надеяться не приходится, остаются только фильмы вроде «Пиноккио».

Работа над фильмом в целом заняла около двух лет, что было заметно меньше, чем время создания «Белоснежки», но при этом бюджет «Пиноккио» составил 2 289 247 долларов, и это было выше бюджета дебюта более чем в полтора раза. Одна только сцена с «пролётом камеры» по городу, состоявшая из шести различных частей, из-за сложности в съёмке и компоновке по примерным оценкам стояла 48 000 долларов (цифры без учёта инфляции). В общем, создатели ни на что не скупились.

Выйдя в прокат в феврале 1940 года, «Пиноккио» вызвал бурную реакцию критиков: рецензенты из кожи вон лезли в поисках новых слов похвалы, не забывая отметить, что новая картина вышла даже лучше «Белоснежки». Но вот зрители не повалили толпами в кино, и в итоге фильм смог окупить затраты только после повторного проката в 1945 году. В первую очередь о причинах неудач в прокате упоминают о том, что европейский рынок был закрыт из-за войны.

Пиноккио

«Пиноккио» удостоился «Оскара» в двух номинациях: «Лучшая музыка» и «Лучшая песня», что само по себе редкость. Более того, песня When You Wish Upon A Star, написанная Ли Харлайном и Нэтом Вашингтоном, в итоге стала гимном студии Disney – порой, слегка видоизменённую, мелодию из этой песни можно услышать и сейчас на заставке фильмов студии.

Хоть первый прокат и не был успешен, нельзя сказать, что фильм не пользовался успехом у зрителей: впоследствии он прокатывался в Северной Америке 6 раз. Как говорил озвучивший в 11-летнем возрасте Пиноккио Дики Джонс, этот фильм смотрели его дети, его внуки, а теперь – и правнуки. Джеффри Катценберг – человек, которому мы обязаны существованием «Короля Льва» – сказал, что до трудоустройства в Disney он видел только «Пиноккио».

Второй фильм студии Диснея также предугадал различные тенденции в анимации. Приглашенный на роль сверчка Джимини Клифф Эдвардс в своё время был популярным актёром и певцом, и стал, по сути, первой в истории приглашённой знаменитостью для озвучивания роли в мультфильме. Не сказать, что подобная практика тогда прижилась, ибо настоящая мода на звёзд за кадром появилась лишь после появления Робина Уильямса в «Аладдине», но всё же.

Пиноккио

Также важной тенденцией, которую задал «Пиноккио», стало использование второстепенных персонажей в качестве комедийной разгрузки – как кот Фигаро и рыбка Клио, питомцы старого мастера Джеппетто. Они не только помогали не скатываться картине в откровенно романтические моменты, но и продвигали сюжет вперёд. Причём в оригинальной истории их не было: кота Дисней увидел в одной театральной постановке по мотивам сказки Коллоди, где этого животного играл человек в костюме.

В 2006 году фильму угрожала возможность появления сиквела, но ставший в то время главным творческим советником как в Disney, так и в Pixar Джон Лассетер отменил его разработку. К сожалению, далеко не всей классике студии так повезло.

И вот, в начале 2015 года в Disney объявили о начале разработки игрового фильма по «Пиноккио», и сценарий для него напишет Питер Хеджес («Мой мальчик», «Что гложет Гилберта Грейпа?»). Кто знает, что из этого выйдет, но после великолепной новой «Золушки», надежда на достойного преемника как никогда сильна.

Пиноккио

Пожалуй, главное, чем «Пиноккио» обязан обрушившейся на него славе, было решение Диснея не придерживаться чисто детской направленности и явной нравоучительности сказки, хоть он и не побоялся показать в фильме схожую с оригиналом эпизодичность происходящего. Уолт вообще всегда считал, что делает фильмы не для детей, а для зрителей любых возрастов, поскольку думал, что в противном случае он сильно бы ограничил потенциальную аудиторию.

В конце хотелось бы отметить, что роль Джимини Крикета не ограничилась одним «Пиноккио»: он стал постоянным героем серии японских видеоигр Kingdom Hearts. Хотя его роль там не слишком ярка, всё-таки ему выпала доля сопровождать главного героя в его приключении вместе с такими иконами студии Диснея, как Дональд Дак и Гуфи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here