За пятью фракциями погонишься…

Если бы существовала «Азбука коммерческого кинодела», то в ней обязательно был бы раздел про создание молодёжных франшиз с целым перечнем типичных составляющих. Герой, являющийся избранным (1 штука); предмет его потенциальных воздыханий (желательно 2 штуки для интриги); фантастическая обёртка (желательно невзрачный постапокалипсис или городское фэнтези для экономии); спасение мира или более компактных общностей от злодеяний тиранов, нечисти, пришельцев (и прочих врагов нормальной демократии); особое сообщество, принимающее главгероя, со своим необычным уставом и порядками; и ещё энное количество подобных пунктов. Также рекомендовалось бы, чтобы сюжет фильма из знакомых мотивов создавался не с нуля, а брался с магазинных полок раздела «бестселлер».

Тасование знакомых историй с разной долей прибавляемой новизны – как старое ружьё на охоте. Или оно в очередной раз выстрелит и принесёт большой куш, или же произойдёт осечка, и пиши пропало. Перетягивающий одно одеяло с «Голодными играми» фильм «Дивергент» – вполне стандартное жанровое зрелище, которое, к счастью для всех, всё-таки выстрелило. Пусть и не в десятку, но точно не мимо.

Картина рассказывает о девушке Беатрис (Шейлин Вудли), жительнице Чикаго, – города, по неясным причинам пережившего страшную войну и теперь являющегося важнейшим оплотом человечества. Общество здесь жёстко поделено на особые фракции, где исповедуют какую-то одну ключевую «добродетель» для своих членов со всеми вытекающими госфункциями (бесстрашие – силовые структуры; честность – юридические занятия, и так далее). Достигшая возраста распределения Беатрис мнётся и не знает, какую фракцию ей выбрать, чтобы не загреметь на какой-нибудь неподходящий ей Пуффендуй.

Футуристическое ЕГЭ на профпригодность всё только усложняет: оказывается, что героиня является дивергентом – личностью с особым складом сознания, которая не относится напрямую к какой-либо фракции и вообще опасна для государственных устоев. Следуя зову сердца, Беатрис всё-таки вступает к силовикам в «Бесстрашие» (большую часть времени организация представляется обществом военизированных трейсеров и суровых владельцев «бойцовского клуба» для молодёжи, где «сын» Джона МакКлейна Джай Кортни принуждает бедных девушек избивать друг друга и даже драться с парнями). В общем, героиню ждут тяжкие испытания, большие чувства, а также битва за собственную жизнь и благополучие других людей.

Этот фильм о взрослении и поисках самого себя, а ещё о том, что нельзя лишаться своей внутренней индивидуальности. Как и многие реальные молодые люди, Трис теряется на входе во взрослую жизнь; однако она не даёт себя сломить и всё больше превращается в важную фигуру на шахматной доске жизни. Новый пример для подражания для девчонок являет собой относительно мягкий и консервативный образ девушки, которая, впрочем, и подстрелит кого надо в случае чего.

Антиутопический сюжет не претендует на особую глубину (кто вообще думал найти серьёзный пласт идей о социуме в подобном кино?), да и фантастический мир объяснён слишком базово, чтобы его по-настоящему понять и прочувствовать. Однако, несмотря на определённую условность и привычные в рамках жанра сценарные промашки, Нил Бергер развернул историю, за которой вполне интересно следить и героям которой смело можно сопереживать. Чего точно не стоит ждать от этого фильма, так это яркой картинки и массированного экшена. Создатели попытались отчасти заменить махание кулаками на психологические игры, и сам «Дивергент» скорее вышел боевитым фантастическим триллером, нежели просто развлекательным кино, тем более, суровости фильму не занимать, а юмора по факту нет. Амурная сторона картины тоже не хочет вставать во главу угла, оставляя место для очередных проблем и конфликтов, сваливающихся на героиню.

При видимом потенциале и разговорах о первоисточнике как о «психологической фантастике» «Дивергент» Бергера почему-то не хочет толком раскрываться с этой стороны: страхи на психологических тестах интересно подаются, но оперативно исчезают из поля интеллектуального их постижения; мотивация персонажей по качеству особо не выделяется на фоне других фильмов; сама дивергентность Трис долгое время не кажется такой уж удивительной штукой, как подаётся. Когда Кристофер Нолан хотел сделать «Начало» умным фильмом с хоть и фантастической, но всё же заметной теоретической базой – он добился этого. Психологизм «Дивергента» же едва ли станет его визитной карточкой.

Нил Бергер по старым лекалам снял ещё один фантастический фильм про трудную жизнь молодёжи. К счастью, вышло вполне прилично: не какие-нибудь «Сумерки» для бедных, и даже не «Голодные игры» для вегетарианцев. В прокате кино уже окупилось, так что ждите продолжений и учите непонятные слова «инсургент» и «аллигент».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here