Перед уходом

Авторы короткометражного фильма «Время последних романтиков» никогда не были причастны к съёмкам серьёзного кино. Сценарист Евгений Бедарев известен по развлекательным работам, вроде «Тарифа Новогоднего» и «В ожидании чуда». Режиссёр Светлана Суханова и вовсе была актрисой, снимаясь в очевидной ерунде (например, «Полицейском с Рублёвки»). Поэтому при рассмотрении их совместной работы стоит абстрагироваться от шлейфа низкопробной массовой культуры, что тянется за обоими авторами. Хотя, пожалуй, даже предубеждённого зрителя их трагикомическая лента способна покорить своим мягким юмором, оптимизмом и тихим гуманизмом.

Два старика, ветераны Афганской войны, живут в сельской местности. На первый взгляд это обычные, ничем не примечательные люди. Но они мечтают – каждый о своём, сокровенном. Один, Андрей Семёнович, способный гончар, хочет создать музей в местной школе для ребятишек. А Фёдор Иванович мечтает повидать мир. И вот однажды его мечта вроде бы сбывается.

«Время последних романтиков» – интересный микс идей из фильмов «Красиво уйти» Мартина Бреста и «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы. Здешние герои совсем не выдающиеся люди. Но интерес к простому человеку, который был свойственен советскому кино и который оказался во многом утерян в годы строительства капитализма, не может не привлечь внимание к этому скромному фильму. Персонажи – друзья, несмотря на разный характер и даже отношение к жизни. Их объединяет не только общее прошлое, но и чистота души. Старость для них – не конец жизни, а лишь последний её этап, который точно так же может быть особенным, по-осеннему пёстрым, временем.

Особенно в этом плане выделяется Фёдор Иванович, поистине последний романтик, не забывший, что жизнь – чудо. Он никогда никуда не выезжал, и даже кругосветное путешествие оказалось фикцией, маленьким обманом с его стороны. Впрочем, это верно лишь на первый взгляд. Ведь для разума не существует преград, вроде болезни, а воображение способно превратить мнимое путешествие во вторую реальность. Пока герой находился в больнице, его сознание рисовало ему картины других стран, удивительных, почти волшебных, где не суждено побывать ему по-настоящему.

Но главное, что его открытки и письма радовали его друга, Андрея Семёновича, пусть он и привык скрывать чувства под ворчливой натурой. Он тоже романтик в душе, пусть и кажется приземлённым человеком. А Фёдор Иванович сохранил детскую душу и сделал собственный трагический уход весёлым приключением, как в фильме «Жизнь прекрасна», где отец представил войну для маленького сына как игру. Фёдор Иванович никому не хотел причинять неудобств и оберегал чувства друга от мыслей о близкой смерти его товарища. Причём авторы вовсе не призывают зрителей отгородиться от неизбежного. Психологическому анализу взаимоотношений уходящих в иной мир со своими близкими посвящены другие, более выдающиеся фильмы, например «Шёпоты и крики» Ингмара Бергмана. Но подобно тому, как три старика Мартина Бреста решают ограбить банк и тем самым раскрасить свою скучную жизнь, так и Фёдор Иванович вносит лучик света и даже надежды в привычное существование Андрея Семёновича. Ведь если получилось у его легкомысленного друга осуществить свою несерьёзную мечту, то и Андрей Семёнович способен создать музей для ребятишек, который будет памятником и ему самому.

Воображаемый диалог в третьем акте оставшегося в живых с только что ушедшим есть не только приобщение героя к вечности, но и дань уважения трогательному финалу «Папы» Владимира Машкова. Прежде всего это диалог с самим собой. Герой понимает, что жизнь конечна и надо не только бесплотно мечтать, но и стремиться претворить мечты в жизнь. Это в спорте важен результат, а в жизни – правильное направление. Пусть даже не получится, но стоит попытаться.

Сравнивая снятые почти параллельно «Время последних романтиков» и «Аритмию», похожие в своём романтически-восторженном, может быть, наивном, но по-своему прекрасном восприятии жизни, нельзя не отдать преимущество именно короткометражке Светланы Сухановой. Образно выражаясь, её работа не страдает повествовательной аритмией, напоминая сон, несбыточный, но манящий. Мы верим, как верит и автор, что Андрей Семёнович найдёт в себе силы создать военный музей, уже не только для себя, но и для друга. Фёдор Иванович ушёл как последний романтик, растворился в сиянии света звёзд, на которые он так часто смотрел, сидя на лавочке. Его жизнь не прошла бесследно, ибо нет на свете неинтересных людей, как справедливо писал Е. А. Евтушенко. Он зажёг пламя веры, если не в бога, то в людей, в тех, кому довелось с ним соприкоснуться. И хочется думать, что время романтиков ещё не прошло, и прекрасные порывы их светлых душ помогут и другим людям ощутить праздник жизни. Ведь она не всегда смертельная болезнь, если вспомнить название шедевра Кшиштофа Занусси, но часто удивительное путешествие между двумя точками инобытия.

Фильм пока доступен лишь на фестивалях. Посмотреть полный список можно тут: http://www.cinepromo.ru/filmy-kotorye-my-otpravlyaem-na-festivali/item/362-vremya-poslednikh-romantikov-the-utopians.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here