«Взвод» – первая голливудская лента об ужасах вьетнамской войны, снятая ветераном этого конфликта, и не просто рядовым солдатом, необременённым кинематографическим образованием, а лауреатом премии «Оскар» – сценаристом и режиссёром Оливером Стоуном.
Впечатления от увиденного и пережитого, итоги личных рассуждений и мыслей бременем лежали на душе тогда ещё молодого кинематографиста. Возможно, именно это побудило Оливера Стоуна поступить в Нью-йоркский университет, изучать кинематограф (кстати, одним из педагогов Стоуна был Мартин Скорсезе). Предположение подтверждает и дебют Стоуна: в 1971 году он снял короткометражный фильм «Последний год во Вьетнаме».
Ещё во время учёбы в университете, в 1968 году, Стоун пишет полуавтобиографический сценарий, в котором рассказывает о реальной войне – ужасной и беспощадной, противопоставляя её сформированному СМИ образу. Данный сценарий так и не был реализован, однако он послужил основой для главного в жизни Оливера Стоуна фильма.
Впрочем, накопленные за время пребывания во Вьетнаме мысли не смогли уместиться в одной картине. В будущем «Взвод» неофициально стал первой главой «вьетнамской трилогии» Оливера Стоуна.
Сценарий «Взвода» был готов в 1976 году, однако ни один инвестор не желал вкладывать деньги в картину. Только после успеха «Полуночного экспресса», за сценарий к которому Стоун и получил премию «Оскар» в 1979 году, на небе, предвещавшем развитие «Взвода», появились первые лучи солнца.
Но на пути Оливера Стоуна к осуществлению своей мечты появились другие проблемы. Конец 1970-х выдался насыщенным картинами с вьетнамской тематикой. Руководители студий были уверены, что ещё один фильм о войне не подстегнёт зрителей идти в кинотеатры. Лишь признание политической картины Стоуна «Сальвадор» в 1986 году наконец-то дало возможность режиссёру реализовать главное дело его жизни.
«Взвод» ждал старта около 10 лет, однако все задержки, возможно, пошли ему на пользу: развились технологии, вырос зритель, тема вновь стала актуальной. К середине 1980-х публике уже был известен настоящий, ужасающий и разрушительный лик войны по фильмам «Апокалипсис сегодня» и «Охота на оленей». Американцы к этому времени начали проявлять симпатию к исповедующимся ветеранам, их рассказам о взаимоотношениях между военнослужащими, мелких бытовых проблемах, о чём и оказался фильм Оливера Стоуна.
«Взвод» отличает от схожих по тематике картин проблема враждебного разделения людей на два лагеря внутри одного подразделения (маленького воинского взвода – это важно). Не обошлось здесь и без проблемы индивидуализма, которая в разное время актуальна для каждого. Юный Крис Тэйлор, главный герой, бросивший учёбу в колледже и отправившийся по личному желанию во Вьетнам, до сих пор вызывает сочувствие.
Масштабная проблема разобщения группы людей – не главная в фильме, доминирует здесь проблема выбора. «Взвод» поднимает проблемы гуманизма и жестокости, разумности и исступления, соблюдения обязанностей и их превышения. Крис Тейлор стоит перед выбором между этими жизненными философиями, и его действия определят его мировоззрение в будущем.
Всё это определяет фильм как субъективистскую картину, наполненную излишним психологизмом. Однако это не совсем так: психологизм начинает охватывать действие только ближе к концу. В начале же картины он проявляется лишь в моментах, когда идёт закадровый монолог главного героя.
К середине-концу ситуация исправляется. Картина становится яркой, броской, со специфическим оттенком индивидуальных переживаний. Кульминационная сцена, например, предстаёт несколько гиперболизированной. По словам американских ветеранов, режиссёр преувеличил драматизм эпизода, но хочется спросить: «Не это ли чувствует на войне молодой юноша, не это ли чувствовал сам Оливер Стоун, участвуя в сражении за американскую базу огневой поддержки, на основе которого и был снят этот эпизод?»
Многое из того, что происходит в фильме с главным героем, происходило в жизни с режиссёром. Так, например, сцена, в которой протагонист спасает вьетнамскую девушку от изнасилования – реальный случай, произошедший со Стоуном во Вьетнаме.
Вся вторая половина фильма заряжена чувственно и энергетически, в ней нет пустого места. Конечно, по интеллектуальному посылу и эстетической сущности, «Взвод» проигрывает родственному по тематике «Апокалипсису сегодня», но картина Стоуна имеет более широкую «плоскость» соприкосновения со зрителем, поэтому и собрала больше денег в прокате. Затратив 6 миллионов долларов, создатели выручили более 138 миллионов.
Актёрский ансамбль «Взвода» оставляет нейтральные чувства, иногда радует, но не поражает. В кадре много известных сегодня личностей: Чарли Шин, Уиллем Дефо, Форест Уитакер, Джон К. МакГинли, Джонни Депп. Своеобразные и приевшиеся впоследствии к этим актёрам роли создают сегодня следующую проблему. Современному зрителю тяжело сопоставлять образы бравых солдат со знакомыми ему «белыми воротничками» и комедиантами.
Исполнитель главной роли Чарли Шин отлично показал взросление своего героя. Однако в одном маленьком, но очень важном, моменте он испортил о себе всё впечатление. В сцене, где главный герой находится на грани психического срыва, а вся окружающая обстановка походит на большую метафизическую контузию, Шин решил, что указание режиссёра стоять неподвижно – единственный фактор удачной сцены. К сожалению, ни оператор, ни монтажёр не смогли сокрыть оплошность Шина – его взгляд. Не нужно предполагать, что должен ощущать и что должен думать юноша в таких условиях, нужно лишь сказать, о чём думал Чарли Шин, что выражал его взгляд. На его лице читалось следующее: «Я вырос в Малибу, и отец у меня – знаменитый актёр». Это тот принципиально важный момент процесса «переживания», о котором говорил ещё сам Константин Станиславский.
Оливер Стоун основательно подходил к работе с актёрами. Он организовал им военную подготовку, чтобы ребята сплотились, уверенно держали автоматы в руках. По словам Уиллема Дефо, на съёмках они даже курили травку, чтобы реалистично выглядеть в соответствующих сценах.
«Взвод» был тепло принят не только зрителями, но и критиками, которые отмечали отличную режиссёрскую работу Оливера Стоуна. Картина удостоилась четырёх премий «Оскар» (в том числе в категориях «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм»), двух премий Британской киноакадемии, трёх премий «Золотого глобуса», а также стала обладателем «Серебряного Медведя за лучшую режиссёрскую работу» Берлинского кинофестиваля.
«Взвод» – это отличное сочетание ярких образов, разрешения актуальных проблем и зрелищности. Одно из проявлений такой сочетаемости – последние кадры фильма. Они напоминают картину Василия Верещагина «Апофеоз войны», где вместо горы черепов присутствует символичный кратер, в котором хаотично лежат тела людей.