Золото дураков
Франция эпохи Реставрации. Молодой провинциал Люсьен Шардон де Рюбампре талантлив и амбициозен, однако чрезмерно тщеславен и самонадеян. Так что нет ничего удивительного в том, что местом достижения задуманных целей он выбрал Париж.
Бурлящая жизнью и энергией столица обещает ему массу возможностей и перспективных знакомств. Потому Люсьен не упустит ни малейшего шанса добиться славы и богатства. Вот только рано или поздно ему придётся прозреть и осознать, что ради достижения желаемого в мире богачей нужно жертвовать по-настоящему дорогостоящими вещами.
Чем хороша литературная классика, так это нестареющими сюжетами. Человеческое общество, как и его пороки, в массе своей с годами не шибко меняется, а растущие с техническим прогрессом возможности порой всё только усугубляют.
Кто-то может сказать, что ничего нового «Утраченные иллюзии», снятые по одноимённому роману Оноре де Бальзака, сейчас предложить не могут – дескать, это же очередной «Волк с Уолл-стрит», разве что в декорациях XIX века.
Однако нельзя не отметить, насколько точно классический текст раскладывает по полкам отрицательные качества капиталистического общества и предвосхищает грядущую эпоху фейковых новостей, продажной журналистики и дешевых кликбейтов. Плюс режиссёр Ксавье Джанноли мастерски перенёс текст на экран.
Всё это позволило фильму стать настоящим триумфатором на национальной премии «Сезар», где картина оказалась победителем в семи категориях, включая «Лучший фильм».
Хотя объёмный текст Бальзака предсказуемо купировался при адаптации, авторы подошли к экранизации с большим пиететом, не забыв о точности воссоздания эпохи. В свою очередь, это не помешало рассказать историю бойко и современно, без душного налёта излишней старомодности.
Великолепная операторская работа Кристофа Бокарна придаёт кадру изысканности. А кастинг стал отдельной удачей – звезда озоновского «Лета 85» Бенжамен Вуазен словно рождён для роли невинно-порочного Люсьена.
Не отстают от него и другие актёры, создавшие яркие и запоминающиеся второплановые образы. Среди них – драматичная и ранимая Сесиль де Франс, очаровательно надменный Ксавье Долан и эталонный пройдоха Венсан Лакост.
Есть и промахи. Джанноли не всегда придаёт нужный акцент драматическим моментам, объясняет очевидное и порой злоупотребляет закадровым текстом. На последний он опирается как на костыль в тех случаях, когда иллюстративно выстроенная мизансцена могла бы сказать гораздо больше слов.
Но в остальном «Утраченные иллюзии» с успехом продемонстрировали красочный пример, как в XXI веке нужно ставить классику: не заигрываться с модными трендами и при этом заставлять зрителя понимать ничуть не утратившие актуальности идеи.
А ещё это кино отправляет аудиторию в увлекательный экскурс по давно ушедшей эпохе, искусно реконструированной на экране без каких-либо перегибов с постмодернизмом.