Глубокая глотка
Долгие годы одним из самых могущественных и влиятельных людей в Соединенных Штатах оставался шеф Федерального бюро расследований Джон Эдгар Гувер. Весной 1972 года всесильный директор, которого боялись даже президенты, скончался. На освободившееся кресло прочили его заместителя Марка Фелта, однако Белый дом предпочел назначить на ответственный пост своего человека – Пэта Грея, надеясь таким образом контролировать деятельность спецслужбы, имевшей самые широкие полномочия и формально остававшейся независимой.
Уже в самом скором времени новому руководству ФБР пришлось вмешаться в скандальное расследование: в отеле «Уотергейт» были арестованы взломщики, проникшие в штаб Демократической партии. История получила огромный резонанс и имела колоссальные последствия для американской политики, вплоть до импичмента президента Ричарда Никсона. При этом огромное значение имело освещение Уотергейтского дела в СМИ: именно журналисты «Вашингтон Пост» раздобыли и предали огласке доказательства причастности администрации Никсона ко взлому. Эти доказательства они получили от тайного информатора по прозвищу «Глубокая глотка»…
Историю «Глубокой глотки» и журналистского расследования, проведённого Бобом Вудвортом и Карлом Бернстайном, максимально подробно и полно осветил ещё в 1976 году режиссёр Алан Пакула в легендарном триллере «Вся президентская рать». Лента с участием Дастина Хоффмана и Роберта Редфорда была обласкана критиками и зрителями, получила четыре «Оскара» и стала классикой жанра. «Уотергейт. Крушение Белого дома» даёт возможность взглянуть на те же события под другим углом, проследив хронологию скандала глазами Марка Фелта (Лиам Нисон), который и был той самой «Глубокой глоткой». Режиссёр «Уотергейта…» Питер Ландесман уже набил руку на фильмах о реальных событиях. Он срежиссировал «Парклэнд» и «Защитника», а в качестве сценариста работал не только над вышеперечисленными лентами, включая «Уотергейт…», но и над качественным триллером «Убить гонца».
В основу сценария «Уотергейта…» положена автобиография самого Марка Фелта, однако сенсационных откровений ждать не стоит. Увы, лента мало что способна добавить к уже имеющейся информации об Уотергейтском скандале. О собственно политической составляющей дела, равно как и о журналистском расследовании, фильм повествует крайне скупо. Пожалуй, самое ценное, что он может дать – более-менее развёрнутый портрет Фелта с его идеалами, сомнениями, неурядицами в личной жизни (важные штрихи к нему добавляют сцены с его женой Одри в исполнении Дайан Лэйн). Именно мотивация главного героя, по сути, – главный предмет исследования для режиссёра. Хотя Лиам Нисон изображает не живого человека, а, скорее, памятник несгибаемому упорству и стремлению к правде.
Ожидать захватывающего триллера также не стоит. Здесь хорошо воспроизведена атмосфера всеобщей паранойи и недоверия, но по-настоящему напряжённых моментов – раз-два и обчёлся. Общение «Глубокой глотки» с журналистами занимает от силы полторы сцены: Вудворт (Джулиан Моррис) появляется на пару минут, Бернстайна в кадре нет вообще. Возможно, это и правильно, ведь история их журналистского расследования блестяще изложена ещё в классической ленте сорокалетней давности. Однако и попытка посмотреть на скандал изнутри получается скучным отображением подковерной грызни шишек из ФБР.
Новый взгляд Ландесмана на знакомую историю не может похвастать ни информативностью, ни драматизмом. Фактически мы битых полтора с лишним часа наблюдаем, как группа мужчин в дорогих костюмах плетут интриги, подозревают друг друга, рассуждают о возможных последствиях кризиса – и всё это перемежается красивыми панорамными съёмками Вашингтона и его достопримечательностей. При таком подходе «Уотергейт…» больше похож на документальную реконструкцию реальных событий, которая уместно смотрелась бы на научно-познавательном телеканале вроде Discovery или National Geographic, а не на широком экране. Чтобы удержать внимание зрителя в рамках полнометражной ленты требуется какая-никакая динамика, острота, а ими тут и не пахнет.