Спиритические доски детям не игрушки!
Доска «Уиджа» (вовсе не «Уиджи») – крайне популярный спиритический инструмент среди любителей нагнать мистики на экране. Она появлялась как в отдельных эпизодах фильмов («Незваные» (1944), «Смертельные послания» (1985), «Пробуждение» (1990), «Что скрывает ложь» (2000), «Паранормальное явление» (2007)), так и была их сюжетным центром («Колдовская доска» (1986) и её сиквелы). А в 2014 году вышел хоррор Стайлза Уайта «Уиджи: Доска дьявола». Картина оказалась на редкость слабой и тоскливой, но, тем не менее, мировые сборы превзошли её бюджет в 20 раз, а это значило – продолжению быть. К счастью, продюсеры (во главе с Майклом Бэем и Джейсоном Блумом) учли ошибки и пригласили в режиссёрское кресло Майка Флэнагана, который с каждым фильмом только больше доказывает свою состоятельность как хоррормейкер.
Лос-Анджелес, 1967 год. Вдова Элис Зандер (Элизабет Ризер) зарабатывает на хлеб устраиванием в своём доме спиритических сеансов. И хотя на деле всё понарошку и с «представлениями» ей помогают дочери – 14-летняя Лина (Анналиса Бассо) и младшая Дорис (Лулу Уилсон), – Элис не считает себя шарлатанкой, ведь они помогают людям справиться с утратой – а это главное. Однажды Лина сбегает на вечеринку, где играет в «Уиджу» с друзьями, и несмотря на то, что неожиданное появление взрослых пугает их больше, чем сама игра, Лина говорит матери, что со спиритической доской её работа была бы интереснее. Так в доме появляется «Уиджа», но первый же пробный и незавершённый сеанс (по правилам доски, с вызванным с того света всегда нужно прощаться) оставляет на воле злого духа, который овладевает Дорис.
Хотя «Уиджу» изобрёл американский предприниматель Элайджа Бонд в 1890 году, нечто отдалённо похожее использовалось в лагерях спиритуалистов в Огайо уже в 1886-м. Изобретение Бонда носило исключительно развлекательный характер, однако в годы Первой мировой доску популяризировала Перл Курран, спиритуалистка, начавшая использовать её на своих сеансах.
«Уиджи: Проклятие доски дьявола» – не прямое продолжение оригинальной картины, а приквел. И уже с первых секунд фильм заявляет о своей старомодности во всех аспектах. Тут и классическая заставка Universal; и «ламповый» ностальгический антураж, в котором люди ещё только говорят о полётах на Луну, слушают маленькие пластинки, а девочки искреннее радуются первому поцелую; и даже появляются «сигаретные ожоги», характерные для плёночных копий фильмов. Но всё это мало бы что дало, не предложи Майк Флэнаган, вновь написавший сценарий со своим напарником по «Окулусу» и «Сомнии» Джеффом Хауардом, симпатичную историю, в которой мистическая составляющая используется по делу и со вкусом, а не работает по принципу «лишь бы выпрыгнуть да выкрикнуть».
Также здесь полный порядок и среди персонажей. Как и в предыдущих работах Флэнагана («Отсутствие», «Окулус», «Тишина»), в «Уиджи» первые роли играют женщины, и их скрупулёзная проработка радует. Особенно удались персонажи-дети. Анналиса Бассо и Лулу Уилсон ведут себя перед камерой естественно, создавая живые образы с неподдельными эмоциями. Но больше по мере развития сюжета поражает Уилсон, которая, несмотря на засилье демонических девочек в кино («Изгоняющий дьявола», «Звонок», «Сайлент Хилл» и прочее), создаёт антагонистку, не похожую ни на одну, а отдельные эпизоды с ней (как, например, сцена на школьной площадке) в хорошем смысле напоминают о Дэмиене Харви Стивенса из «Омена».
Впрочем, несмотря на ретро-стиль, «Проклятие доски дьявола» не избегает и современных хоррор-приёмов: быстро исчезающих тёмных теней где-то в отдалении, внезапных появлений фигур при смещении камеры, пронзительных криков. Ближе к концу поток «бу-моментов» только увеличивается, но Флэнаган использует всё в меру настолько, что чувств пресыщения и усталости не возникает. Отчасти именно поэтому фильм может показаться не совсем страшным, что для любителей в первую очередь попугаться может сыграть решающую роль в его оценке. Однако те, кому важна хорошая – и хорошо рассказанная! – история, смогут получить немало удовольствия.
А что нужно для хорошей истории? Чтобы зрителю не были безразличны герои и то, что с ними происходит. И Флэнаган это понимает. Здесь ничто не упоминается и не происходит просто так – всё играет и на сюжет, и на раскрытие персонажей. Мы видим, как Лина заботится о Дорис, наблюдаем реалистичные и порой забавные отношения между старшей и младшей сестрой (например, когда к Лине приходит парень, а Дорис приходится смотреть телевизор – и маме ни слова). Понимаем, насколько Элис прекрасная мать (особенно показательна её беседа с парнем Лины). Есть в истории и святой отец (Генри Томас), который, будучи директором школы, именно что по-отечески заботится о своих подопечных.
И вот эта скрупулёзность в проработке героев и отдельных сцен вкупе с игрой исполнителей не позволяет не сжимать ручки кресел, когда начинает твориться чертовщина и жизни персонажей идут под откос. «Уиджи: Проклятие доски дьявола» обходит предшественника по всем статьям, становясь также одним из лучших фильмов в карьере Майка Флэнагана. Теперь даже ремейк «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» с ним во главе кажется недурной затеей.