Протест против войны

В 2000-е в США вышло несколько фильмов, критиковавших американскую военную кампанию в Ираке – среди них «Дом храбрых» и «В долине Эла». Не остались в стороне и независимые кинематографисты. Джон Джост в 2004 году снял драму «Возвращение домой», где сосредоточил свой интерес на влиянии далёкой войны на семьи военнослужащих. А в 2010 году неожиданно выступил с антимилитаристским фильмом Фред Фогель, от которого никто не ожидал человеческого кино. Ведь режиссёр известен в основном псевдоснафф-фильмами, будь то трилогия «Подполье», «Коллекция убийств» или снятый в более традиционной манере «Маскоголовый». Но так уж получилось, что Фогелю довелось сделать убедительную драму на зомби-материале. И он не посрамил наследие Джорджа Ромеро, снимавшего социальные притчи под видом зомби-ужастиков.

Прежде всего, Фогель не стал делать центром драматического конфликта превращение человека в зомби. В центре «Турецкого седла» другая ситуация. В главном герое, вернувшемся с войны инвалидом, живёт память о тех событиях, что он пережил. Его учили убивать, что он и делал, воюя под флагом своей страны. Однако как только герой получил травму, он перестал быть нужен, и его быстро списали домой. Всё, что он получил за свою службу – искалеченную психику, проявляющуюся в частности в кошмарах по ночам, а так же медали, которыми герой не очень-то гордится и явно без вдохновения рассказывает сестре, за что их получил.

У Брэдли большая семья – мать, сестра, брат. Также есть девушка, точнее была в прежней жизни, которую навсегда забрала война. Ныне Брэда ничего не радует, и он чувствует себя лишним в своей семье. Фогель почти не подпускает боди-хоррор к своей истории, сосредотачивая внимание лишь на чёрной субстанции, которая выделяется из ушей Брэда, да на гниющей ноге. И эта вязкая жидкость кажется убедительным образом чёрной сути войны. Разве есть что-то более безумное, когда люди, поддавшись гипнозу политиков и генералов, убивают других людей? Не зомби ли они? И как участие в ситуации, когда люди вынуждены нарушать нравственный запрет «не убий», влияет на их души?

О поствоенном синдроме было снято немало фильмов. Также есть много работ, где анализируется сама сущность войны. Однако фильмов о социализации ветеранов, о том как им трудно вернутся в прежнее русло жизни, к сожалению, намного меньше.

Так что такое турецкое седло? Это медицинский термин, обозначающий костный карман, где находится гипофиз. Он отвечает в основном за выработку половых гормонов и гормонов роста. Знание этого – очень важно, ведь тогда в ином свете предстанет и финал, где в раскрывшейся голове Брэдли шевелится какой-то отросток. Что это? Паразит, контролирующий его поведение, как во «Вторжении похитителей тел»? Или же сам мутировавший гипофиз? Ведь именно он отвечает за маскулинность, а война, как нередко говорят, – это удел настоящих мужчин.

Ведь что было главной обязанностью мужчин в период первобытно-общинного строя? Добывание пищи и защита дома от врагов. Всё это неизбежно связано с применением насилия. В маскулинном мире насилие стало привычно, ему учат с детства. Мальчишки все проблемы стараются решать при помощи кулаков, а взрослые развязывают войны. Они посылают вчерашних мальчишек, для которых война окружена ореолом романтики, на верную смерть. Те, кто выживет, поймут всю бессмысленность войны, но её ужас ещё долго не отпустит. Война въелась глубоко в душу, впечаталась в мозг. Сложно не вспомнить военную выучку в любой конфликтной ситуации в тылу.

Фред Фогель акцентирует внимание на семейных отношениях, убедительно показывая отчуждение Брэда от своих родных. Любой шум пугает его, а насилие на экране провоцирует воспоминания об Ираке.

В драме Фреда Фогеля нет очевидных злодеев. И Брэдли, и его семья одинаково жертвы. Фогель ещё раз доказывает, что война, как бы далеко она ни велась, непременно отзовётся и в твоей стране, буквально в собственном доме. Режиссёр сдерживает не только свою страсть к насилию, но также применяет и скупые драматические средства. А полулюбительское происхождение ленты позволяет создать иллюзию реальности, приблизить происходящее к среднестатистическому американцу, который, возможно, так же ждал своего родственника с войны.

Фогель не меньше Джоста имел право назвать свой фильм «Возвращение домой», но выбрал всё-таки медицинский термин. Он метафорически указывает на влияние войны именно на психику, а также на то, что любая война есть проявление худших мужских качеств, когда первобытный инстинкт защиты дома используется горлопанами как средство убедить молодых людей отдавать свои жизни во имя родины. Но что такое родина? Политики ли это, захватившие власть часто незаконно, или всё-таки обычные люди, прежде всего твоя семья? Брэдли, поехав защищать интересы Буша и нефтяных королей, изменил своей малой родине – семье, а его возращение и вовсе погубило эту важнейшую ячейку общества.

ОЦЕНКИ
Для глаз
8
Для ума
9
Для сердца
8
Предыдущая статьяТёмная башня. Рецензия
Следующая статьяТрейлер фильма «Мама!»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here