Тренер

Пять баксов и семь мальчишек, никогда не видевших океан

Кажется, всё об этом фильме понятно ещё до просмотра: из грязи в князи, из неудачников в победители, да здравствует Америка, страна возможностей. Да, всё это мы уже видели: и захолустье, где лишь пыль, школа и супермаркет, и ребят, оставленных на произвол судьбы (но чрезвычайно талантливых, да-да), и тренера, своей непоколебимой верой вытягивающего со дна. И да, всё это будет, ожидаемое, предсказуемое. Но ведь оттого, что день сменяет ночь вот уже много тысяч лет, утро не перестаёт звучать настойчивым обещанием светлого будущего?

Ники Каро не рвёт шаблоны и не пытается произвести революцию в жанре спортивной драмы. Как бегун переставляет ноги, одна за одной, просто и естественно, так и режиссёр рассказывает свою историю, сменяя вдох на выдох, завязку на кульминацию. Дистанция выбрана не из коротких, и потому – размеренный темп, нарочитая немногословность.

«Тренер» скуп на эмоции и духоподъёмные сцены, словно Каро нарочно пыталась скрыть (свой) женский подход к делу. Мексиканские трущобы выстроены на деталях: меню в закусочной, речь горожан, петухи, горланящие по утрам, уходящие в горизонт плантации. Дети, с которыми придётся иметь дело новому тренеру, не уподоблены малолетним монстрам. Как и большинство людей, они просто впитывают ту среду, в которой родились, и пытаются к ней приспособиться.

В маленьком городке МакФарленд никто не стремится хорошо закончить школу и поступить в колледж. Все встают вместе с солнцем и уходят работать в поле, чтобы хоть как-то прокормиться. Новоиспечённый тренер тоже преподнесён без лишнего пафоса и громогласных монологов о воле к победе. Режиссёр работает по принципу «меньше слов – больше дела», и потому Кевин Костнер больше хмурится, чем наставляет, а ребята сверкают пятками вместо того, чтобы изливать на экран душу.

Тренер

Подобная сдержанность, с одной стороны, очень идёт спортивному сюжету, но, с другой, иногда кажется, что происходящее слишком схематично. Мотивация героев надёжно спрятана за фасадом их обветренных лиц и спутанных волос. В начале фильма мы узнаём, что персонаж Кевина Костнера обвиняется в «потере контроля над собой» в общении с учениками, однако далее нет ни одной сцены, где бы ему пришлось переживать внутренний конфликт. Неясно, откуда вдруг у него появляется вдохновение собрать команду бегунов, если по приезду в МакФарленд он только и делает, что ходит с перекошенным от недовольства лицом.

Семёрка ребят, отобранных тренером, также обрисована лишь штрихами: этот бегает домой каждый день после школы, тот толстый, ещё трое помогают отцу в поле, другого выкинули из футбола… Даже их имена не запоминаются, не говоря уже об индивидуальных особенностях. Процесс тренировок явно снимался без привлечения профессиональных спортсменов: в фильме нет ни слова о правильной технике бега, ни одной сцены, где ребятам приходилось бы открывать для себя что-то новое. Наконец, в попытках создать целостную картину, режиссёр вставляет бытовые сцены (например, день рождения дочери тренера), которые – без должной эмоциональной подоплёки – кажутся совсем лишними.

Впрочем, несмотря на подобные огрехи в манере повествования, картина производит скорее положительное впечатление. Если и есть в ней какие-то упущения, в ней совсем нет фальши. Ребят словно набрали с улицы, и все их эмоции переданы без кинематографических прикрас. Колкие словечки, резкие движения, затаённая в глазах обида – иногда их походка более красноречива, чем диалоги. Нет ни одной сцены, где пафос перевесил бы реалистичность. И – что самое главное – финальный забег вызывает неподдельный катарсис, несмотря на почти абсолютное отсутствие манипулятивных приёмов. Семь бегунов, влетающих грудью в финишную ленту, метят напрямую в слёзные железы зрителя, и разве требуется от подобных фильмов что-то ещё?

Вердикт: Крепкая спортивная драма, не хватающая звёзд с неба, но и не разочаровывающая «диснеевщиной».

6

5

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here