Яркий жанровый калейдоскоп
Новый фильм Стефана Либерски – весьма изящная обманка. Имя главной героини и стилистика первых эпизодов заставляют невольно сравнивать «Токийскую невесту» с шедевром Жан-Пьера Жене «Амели». И поначалу это сравнение даже кажется вполне уместным.
Героиня, прекрасно сыгранная Полин Этьен, – романтичная девушка немножко не от мира сего, очарованная Страной Восходящего Солнца и то и дело словно выпадающая из реальности в мир фантазий. В её ярких стилизованных грёзах – самураи и якудза, свадебные церемонии и сценки из семейной жизни… Приехав в страну, где она родилась и провела первые пять лет жизни, бельгийка Амели мечтает стать настоящей японкой. И не просто японкой, а японской писательницей. Однако очень быстро история отношений девушки и страны превращается в историю отношений героини с красавчиком Ринри, на которого Амели переносит всю свою любовь к Японии.
Однако «Токийская невеста» быстро вырастает из рамок классической мелодрамы, и сравнивать её с фильмом Жене можно только на основе противопоставления одного другому. Если «Амели» – целомудренная история любви двух незнакомых, но, очевидно, очень близких людей, понимающих друг друга без слов, то «Токийская невеста» – фильм о том, что физическая близость вовсе не является гарантией близости духовной.
Отношения между Амели и Ринри очень похожи на идеальные. Он обожает Францию, она – без ума от Японии. Им хорошо вдвоём – и в путешествиях, и за беседой, и в постели. Однако в их отношениях нет глубины. И нет готовности пожертвовать ценностями своей культуры ради того, чтобы быть вместе. Родители Ринри готовы принять девушку в свою семью, но достаточно прозрачно намекают, что для этого ей необходимо будет перенять японские нормы поведения. Для Ринри такое положение вещей – естественно, тогда как свободолюбивую европейку одна мысль о свадьбе заставляет паниковать. Но и разорвать возникшую связь девушка не решается.
«Он видит во мне Францию, а я вижу в нём Японию», – говорит героиня подруге, очень точно формулируя главную причину своих всё возрастающих тревог. Амели и Ринри – олицетворения западной и восточной культур, которые могут очень сильно любить друг друга, но едва ли когда-нибудь смогут до конца друг друга понять.
Наблюдать за неоднозначными отношениями молодой парочки занятно, однако не менее любопытна сама форма, в которую облёк повествование Стефан Либерски. «Токийская невеста» – мастерски составленная мозаика из жанров. Открываясь как типичная комедийная мелодрама, фильм постепенно начинает заигрывать с элементами других жанров – перед нами предстают то детектив, то мистика, то эротика, то фильм ужасов, то триллер. Присутствуют и элементы социальной драмы, и подобие философской притчи о духовном прозрении, и даже кадры, напоминающие любительский видеоклип. А потому нисколько не удивляешься, когда в финале мелодрама перерождается в фильм-катастрофу.
И, закружившись в этом калейдоскопе, почти не обращаешь внимания на небольшие сюжетные странности. Такие, как удивление Амели при виде простенького мобильного телефона (всё-таки 2011 год на дворе).
Вердикт: Трогательная и достаточно необычная как по форме, так и по содержанию история о любви и не только.
7 |
6 |
8 |