Начинающий комик Донни Данн мечтает о карьере крутого стендапера, но пока вынужден подрабатывать в одном из лондонских баров. Именно туда как-то раз заглядывает корпулентная женщина по имени Марта. Она выглядит очень несчастной и одинокой, поэтому Донни из жалости решает угостить её чашкой чая. Марта рассыпается в благодарностях и комплиментах, которые Донни очень льстят, и так женщина становится частой гостьей бара.

Назойливую посетительницу ещё можно как-то вытерпеть на работе, но её визиты перестают ограничиваться питейным заведением. С каждым днём Марта начинает подбираться к Донни всё ближе. Она преследует его до самого дома и отчаянно бомбардирует письмами на электронную почту, давая понять, что не планирует отпускать свою добычу, которой дала обманчиво ласковое прозвище – оленёнок.

В конце 1980-х на свет вышел кассовый хит, который, по словам героя Тома Хэнкса из «Неспящих в Сиэтле», «до смерти напугал всех мужчин Америки». Речь о «Роковом влечении» Эдриана Лайна, в котором рассказывалось о губительных последствиях случайной интрижки. Тема женского сталкерства и извращённого понимания романтических отношений впоследствии поднималась в кино не раз – от «Одинокой белой женщины» до «Мизери» – и с годами превратилась в скучное, давно отработанное клише.

К сожалению, никуда не делась сама проблема. Законы общества и правопорядка выстроены так, что людям попросту неоткуда ждать помощи в случае, когда их начнут преследовать, домогаться, причинять вред дома или угрожать убийством, поскольку, как говорится, «когда убьют, тогда и звоните».

На первый взгляд «Оленёнок» может показаться чем-то, что вы видели на экране сотни раз. Но не стоит идти на поводу у столь обманчивого впечатления. Проект шотландца Ричарда Гэдда, также сыгравшего главную роль, не просто охватывает максимально широкий круг проблем, касающихся абьюза и сталкерства, он ещё очень классно и увлекательно снят.

Самое пугающее в «Оленёнке» то, что история, лежащая в его основе, отнюдь не выдумка. В 2019 году Гэдд признался общественности, что в начале карьеры пережил сексуальное насилие, а позже оказался объектом преследования со стороны немолодой женщины. Впоследствии он стал амбассадором благотворительной организации We Are Survivors, члены которой помогают жертвам изнасилований и не только.

Однако в первую очередь Гэдд хотел представить свою историю как горький пример – не просто в деталях рассказать о трагизме ситуации, но и показать весь масштаб бедствия, то, в каком колоссальном стрессе находится жертва, попавшая в ловушку. Благодаря личному опыту Гэдда, его врождённому чувству юмора и умению блестяще акцентировать наиболее важные психологические аспекты обсуждаемой проблемы, зритель получил динамичный, умный и глубокий урок жизни, что представлен в формате компактного мини-сериала.

Первый слой, лежащий на поверхности, – тема преследования и причин, по которым оно длится в течение долгого времени. Здесь Гэдд отлично раскрывает хитрую тактику сталкера-охотника и демонстрирует, как ему удаётся заманить жертву в свой капкан. В случае Марты (великолепная Джессика Ганнинг) на первых порах это простая манипуляция: жалостливый образ, слезливая история в качестве бэкграунда и хорошо развитая интуиция, благодаря которой она очень тонко чувствует людей и понимает, как их подцепить на свой крючок.

Решив, что перед ним уязвимая и ранимая личность, Ричард не понимает, что его благие намерения Марта трактует с точки зрения своей патологии и начинает использовать их против него. Когда же до мужчины доходит, что парой чашек чая дело не обойдётся, становится слишком поздно.

Сняв первый, не самый болезненный слой и крепко подсадив публику парой начальных серий, в которых подчас просачивается чуть ли не хоррор, Гэдд переходит от темы назойливых кринжевых поклонников к более серьёзной проблеме – невозможности от них избавиться. Хотя Марта изрядно отравляет Донни жизнь, его ситуация похожа на классическую вегето-сосудистую дистонию – диагноз, который очень любили ставить врачи, не находившие у пациента органических поражений организма.

Та же ситуация складывается и с главным героем, когда неприятных симптомов куча, а серьёзных поражений тела нет. Марте не запрещают атаковать его с утра до ночи письмами, приходить к нему в дом или даже говорить про него гадости на работе, ведь физическое насилие она не применяет. Полиция отмахивается от Донни, как от назойливой мухи, а друзьям признаваться в том, что тебя абьюзит и газлайтит женщина, стыдно. Тут и начинаются первые серьёзные неприятности – невроз, завязанный на глубоком внутреннем конфликте и чувстве безвыходности.

Исследование такого конфликта становится ещё одним движением Гэдда, как исследователя, вниз, глубже в тайники души Донни (и собственной), где он находит нечто неприятное, то, за что, собственно, и держится Марта – вторичную выгоду. Наблюдая за реакцией Донни на сальные и глупые комплименты, его слабыми протестами, постоянными сомнениями и эмоциональными качелями, она прекрасно понимает, что он одинок, и потому всё, что она говорит, ему очень льстит.

Согласитесь, если у вас не налажена личная жизнь, туго идёт карьера, работу вы ненавидите, никак не можете найти светлых пятен в рутине будней, то даже от неуклюжей фразы – что вы самый лучший на свете – вам становится приятно. Может показаться невероятным, но человек даже с такой внешностью, как Марта, легко может добиться желаемого, если хоть на минуту почувствует, что её слова и поступки достигают цели.

Апофеоз этой болезненной зависимости от своего мучителя наступает тогда, когда Донни понимает, что ненавидит свою преследовательницу всем сердцем, но от её внимания испытывает неописуемо извращённое счастье, дарующее осознание, что он хоть кому-то нужен.

Выкрутив наше вовлечение в происходящее на максимум, увлекая всё новыми и новыми поворотами сюжета, эмоциональным накалом, чёрным юмором и нарастающим трагизмом, Гэдд подводит нас к самому страшному моменту в жизни Донни – психологическому слому.

В этот период жертва уязвима как никогда и поэтому воспользоваться ею может кто угодно. Что и происходит с несчастным «оленёнком», когда он, сам того не зная, попадает в ловушку к другому охотнику за телами. Здесь Гэдд слегка пинает последователей движения MeToo, когда многие готовы огульно обвинять некоторых знаменитостей без каких-либо доказательств, и не снимает ответственность за случившееся с самого себя: «В глубине души я понимал, что это изнасилование, но я приходил снова и снова, потому что впереди маячили яркие огни славы, которую мне обещали».

Финал, возможно, для многих станет не совсем приемлемым и не покажется счастливым. Однако голливудские сказки давно нам доказали, что реальная жизнь слишком отличается от сладких хэппи-эндов с красивыми позами и поцелуями в диафрагму. Мы знаем, что у самого Гэдда в итоге всё наладилось и в жизни, и в карьере, но как всё сложится у его Донни – остаётся только гадать.

Наверное, острый надлом и горький опыт не прошли для него даром и нейронные связи в его мозгу выстроили такую мощную патологическую зависимость, что для построения новых, похоже, потребуются годы (плюс хороший психотерапевт). Однако складывается впечатление, что при ином раскладе посыл этого шоу бы не сработал, поскольку Гэдд отказывается от малейшей фальши или эскапизма, когда хочет донести до публики то жуткое состояние, в котором может оказаться любой человек с добрым, доверчивым и очень одиноким сердцем.

Из увиденного мы просто обязаны усвоить важный урок: как только почувствуете, что человек, пытающийся казаться вам близким, проявляет хоть малейшую агрессию и управляет вами, рвите с ним сразу и безоговорочно, не ожидая появления новых «красных флажков».

Как бы ни было грустно, пусто и холодно, запомните: искренне любящий и адекватно мыслящий человек никогда в жизни не захочет сделать вам больно, даже на словах. Чтобы ни говорили социально адаптированные психопаты уже через минуту после того, как глубоко ранят вас – не верьте. Не верьте сладким речам, манипуляциям и прочим уловкам, особенно если им предшествовали оскорбления, унижения и, тем более, побои. Не верьте, даже если каждый вечер вы будете получать сообщение «прости, оленёнок». Просто потому, что это ни в коем случае не любовь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here