Чужая родня
Ирландия, лето 1981 года. В бедной многодетной семье живёт девятилетняя Кейт, девочка тихая, рассеянная и замкнутая. В её отстраненном поведении нет ничего удивительного: отец Кейт груб, мрачен и жесток, забитая и апатичная мать вновь находится в положении, а братья и сёстры тем более не обращают на Кейт никакого внимания.
Чтобы девочка не путалась под ногами перед появлением ребёнка на свет, родители решают отправить её к дальним родственникам по матери, Эйлин и Шону, живущим на ферме в сельской глуши. И там, в новом доме, Кейт наконец начнёт оживать, поскольку впервые увидит, что на свете существуют взрослые, которые относятся к детям с теплом, любовью и заботой.
Экранизация рассказа ирландской писательницы Клер Кигэн уже завоевала две премии Берлинского кинофестиваля и приняла участие в «оскаровской» гонке, претендуя на премию Американской Киноакадемии в категории «Лучший международный фильм». Сложно предугадать, выиграет ли картина заветную статуэтку, но у неё есть все шансы на победу гораздо более важную: завоевание людских сердец, с чем «Тихоня» успешно справляется.
История, которую рассказывает режиссёр Колм Барейд, проста только с виду, к тому же эта простота обманчива. Задачей Барейда было не просто показать пробуждение Кейт, которое случилось тогда, когда кто-то наконец проявил к ней внимание, а преподнести его на экране так, чтобы настроение и мироощущение ребёнка полностью передавалось зрителям и они сумели прочувствовать на себе каждый его этап.
Во время просмотра «Тихони» часто возникают ассоциации с другим замечательным фильмом – «Мачехой» (1973). В нём Татьяна Доронина сыграла одну из своих лучших ролей, представ в образе эталонной женщины-матери, которая сумела стать для чужой дочери самым близким человеком на свете. Картина Олега Бондарева – настоящая инструкция по установлению доверительных отношений с осиротевшим ребёнком, который внезапно появился в совершенно чужой для него семье. Героиня Дорониной мудро сравнила замкнутую девочку с хрупким, травмированным пересадкой растением, для полноценного роста которого нужны всего два компонента: время и тепло.
Эйлин и Шон, сами пережившие давнюю трагедию, знают, что у них сложилась несколько иная ситуация и Кейт останется в их доме не навсегда. Но эти люди являют собой абсолютный контраст в сравнении с родной семьей Кейт и оказываются настоящими родителями прежде всего по духу. Они инстинктивно понимают, какой подход нужно выработать и что необходимо делать, чтобы ребёнок хотя бы раз в жизни почувствовал себя любимым и нужным. И если Шон поначалу ведёт себя сдержанно по отношению к маленькой гостье, рано или поздно его врождённый родительский инстинкт даст о себе знать, поскольку доброту и чуткость характера этого мужчины не сумели похоронить никакие горести и лишения.
Здесь Барейд начинает рассуждать о базовой сути взаимоотношений в парадигме «родитель – ребёнок», о которых так любил говорить Хирокадзу Корээда – близкими людьми в семье становятся прежде всего благодаря любви и заботе, но не по зову крови. Пускай на первый взгляд формула «родитель – тот, кто воспитал» кажется довольно тривиальной, целью Барейда становится не разжёвывание прописных истин, а визуализация этих давно известных, но важных понятий, донесения их до зрителя не только актёрскими работами, но и визуальными методами.
Таким образом, ещё одним важным компонентом, ставшим дополнительным ингредиентом в спасительном лекарстве для Кейт, оказывается природа. Тема целительной силы сельской местности, когда деревенское спокойствие, восхитительные пейзажи и умиротворяющая атмосфера позволяли людям справиться со своими невзгодами и пересмотреть взгляды на жизнь, звучала в кинематографе неоднократно – особенно преуспели в этом японские повседневные аниме вроде «Ещё вчера» или «Воспоминаний о Марни». «Тихоня» не забывает этот проверенный, действенный рецепт и преподносит окружающий Кейт мир с удивительной красотой, когда каждая травинка, дерево или журчащий ручеёк выглядят в кадре предельно фактурно, слегка приукрашенными тёплыми тонами.
Чарующее волшебство первозданного мира, с которым девочка так любит контактировать, становится метафорой невинности её души. Ребёнок, подобный Кейт – это чистый холст, который необходимо заполнить исключительно любовью и нежностью, в противном случае такое дитя вырастет либо полностью сломленным, либо озлобленным на весь мир существом.
Фантастическая искренность и непосредственность исполнительницы главной роли Кэтрин Клинч, поддерживаемой душевной игрой Кэрри Краули и Эндрю Беннетта, не позволяет ни на минуту усомниться в искренности происходящего, отчего желание видеть подобные истории на экране чаще ощущается всё острее.
Ведь главное в этом трогательном, лишённом даже крупицы фальши фильме становится не потакание желанию аудитории поскорее достать носовые платки ближе к финалу, когда ребёнок наконец произнесет заветные «папа» и «мама» тем, кто действительно заслуживает на это право. Важно то, что Кейт усвоила самый необходимый урок, который никогда не получит от настоящих родителей: она узнала, что мир полон добрых людей и правда будет на их стороне. Эта тихоня теперь совсем другая.