Повесть о том, как поссорился Колм Доэрти с Падриком Саливаном
1920-е. На маленьком ирландском островке Инишерин жизнь идёт своим чередом. Но всё меняется, когда два старинных приятеля, Колм и Падрик, ссорятся. Точнее, расходятся по инициативе Колма. Падрик искренне не понимает, в чём дело, и всеми силами пытается восстановить прежние отношения.
То, что начинает развиваться в духе стандартной, пусть и написанной в абсурдистских тонах драматической истории о размолвке двух закадычных друзей, постепенно превращается в медитативную притчу о войне и мире, дружбе и смысле жизни.
Мартин МакДона в своём новом фильме остаётся верен себе, наполняя его меланхоличностью и придавая происходящему метафоричности и злободневности.
Развивающаяся на фоне Ирландской гражданской войны история – плоть от плоти творение знаменитого режиссера. Последователь in-yer-face-theatre («театра, бьющего в лицо» – новой волны, возникшей в британском театре в 90-е), МакДона всегда наполнял свои фильмы первостатейным чёрным юмором, театрализованным насилием, чудаковатыми, колоритными персонажами, ещё больше раскрыться которым помогали неординарные обстоятельства.
Ещё две заметные отличительные особенности стиля постановщика – хлёсткие диалоги, в которых даже на первый взгляд самые непримечательные обсуждения оказываются яркими и необычными, и запоминающаяся визуальная сторона истории.
Всё это в полной мере присутствует в новом проекте МакДоны. Оператор фильма – уже сотрудничавший с автором «Семи психопатов» Бен Дэвис. Англичанин также известен по работам Мэттью Вона «Звёздная пыль» и Джеймса Ганна «Стражи Галактики». В «Баншах Инишерина» Дэвис фокусируется не только на лицах главных героев, но и пристально вглядывается в пейзажи вокруг.
Оторванность от остального мира и одиночество передаются посредством общих планов, съёмки с высоты птичьего полёта, статичных кадров и завораживающе холодных видов острова Инишмор, который в картине «сыграл» роль вымышленного Инишерина. Кроме того, для создания необходимой цветовой палитры полученное в ходе работы цифровое изображение было специально отсканировано в плёночный негатив.
Поддерживает линию изолированности музыка Картера Бёруэлла («Большой Лебовски», «Старикам тут не место»). В ней отчётливые фолк-мотивы соединяются с темами разобщённости и чувством наступающей неотвратимой беды.
Колин Фаррелл и Брендан Глисон отлично работают в паре. И если со звездой «Убийства священного оленя» вполне может ассоциировать себя зритель, то необычная харизма Глисона добавляет истории странности и неуловимого провинциального (в самом хорошем смысле этого слова) обаяния. Впрочем, ближе к финалу карты окончательно перепутаются, и происходящее на экране будет всё больше удивлять.
Разыгрываемая перед нами бытовая драма оборачивается настоящей трагедией. Ставки повышаются, когда Колм грозит прежнему другу, что начнёт отрезать себе пальцы – один за другим, – если тот не прекратит попытки вернуть утраченную дружбу.
Так трагедия обретает стойкий древнегреческий привкус. Или, скорее, чёткий отпечаток кельтской мифологии, раз уж речь идёт о МакДоне.
Тем более, лента основана на одной из частей его театрального цикла «Аранские острова», когда-то забракованной пьесе «Банши из Инишира». Как известно, в ирландском фольклоре банши – существо, предвещающее смерть.
Присутствует такой персонаж и в постановке. Это местная старейшина миссис МакКормик (Шила Флиттон). Многие её недолюбливают и избегают, но именно она предрекает жителям острова скорые несчастья. Есть в картине и другие интересные второплановые герои. В первую очередь это знакомый Падрика – юноша не от мира сего Доминик в исполнении характерного актёра Барри Кеогана («Дюнкерк», сериал «Чернобыль», «Вечные»). Он ухлёстывает (ухаживаниями это не назвать при всём желании) за сестрой Патрика Шивон (Керри Кондон, сериалы «Лучше звоните Солу», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Молодая женщина в свою очередь жаждет покинуть родные края и начать жить с чистого листа.
«Банши Инишерина» – возможно, самая зрелая работа МакДоны. В ней многие из привычных наработок режиссёра очень удачно работают на историю, в которой остро чувствуется политический подтекст. Это очень непростая тема для автора. И неожиданная – для тех, кто плохо с ним знаком.
МакДона показывает не только, что такое дружба, ссора, смирение и примирение, но и завуалировано рассуждает о патриотизме и лжепатриотиме, свободе и несвободе.
Своё отношение к этому режиссёр демонстрирует всего несколькими живописными штрихами, а в мощном финале оставляет изящное многоточие. Кажется, про способность человека любить и воевать, убивать и прощать уже всё сказали до него.