Идём поищем наше детство, средь садов;
Там где мечтали, где играли.
И где под тенью свадебных кругов,
С тобой наш дом мы создавали…

Фильм «Девдас» Санджая Лилы Бхансали – это веха в истории болливудского кинематографа и первый индийский фильм «новой волны», отобранный для внеконкурсного показа на Каннском фестивале. В мае 2017 года яркому и завораживающему действу Бхансали исполняется пятнадцать лет. Достойный повод вспомнить о фильме и его создателях.

Сюжет «Девдаса» строится вокруг трагической истории любви сына заминдара (феодального держателя земли) Девдаса и простой девушки Парвати (Паро). Изначально принадлежащие к разным мирам (кастам) герои были обречены полюбить друг друга и, даже разлучённые кастовыми предрассудками, смогли пронести эту любовь через всю жизнь. Для Девдаса любовь Паро стала единственным источником света, на миг осветившим его короткую жизнь, а потеря любимой привела к краю пропасти, вызванную беспробудным пьянством.

Когда известный индийский режиссёр Санджай Лила Бхансали, автор таких хитов, как «Мир музыки» и «Навеки твоя», а также основатель влиятельной болливудской компании SLB Films, решил перенести на экран историю «Девдаса», перед ним стояла непростая задача. К тому моменту роман бенгальского писателя Сарат Чандры Чаттерджи (Чаттопадхаи), написанный в 1917 году, был экранизирован четыре раза. Эталонными фильмами по роману считались версия 1935 года режиссёра П. Х. Баруа с артистом Кундалом Лал Сайгалом в главной роли и фильм Бимал Роя 1955 года, прославившийся знаменитой Виджаянтималой в роли Чандрамукхи.

С самого начала Бхансали не скрывал, что «Девдас» – его личный проект: «Для меня это не просто ещё одна интерпретация некоего романа, а катарсис». Впоследствии режиссёр не раз признавался, что в фильме нашла отражение история его отца и матери. Также, будучи преданным учеником Раджа Капура, Бхансали решил сделать упор на зрелищность и особый изобразительный стиль, которым и был известен.

В мире «Девдаса» приглушённые тени чередуются с яркими вспышками света, а невероятной красоты декорации и пейзажи способны загипнотизировать даже самого взыскательного зрителя. Так, встречи Парвати и Девдаса в начале фильма происходят в тёмное время суток под ясной луной, символизирующей запретность их чувств (подобный эффект присутствует и в «Навеки твоя» – в истории Самира и Нандини). После расставания с Паро Девдас медленно, но верно погружается в пьянство, пребывая в тёмном забытьи и старательно избегая солнечного света. Своеобразным контрастом к истории Паро и Девдаса выступают сцены с куртизанкой Чандрамукхи, одетой в красочные платья и танцующей чувственные танцы в ослепляющем свете разноцветных ламп.

Бхансали остался верен себе и силами кинематографа превратил реалистичный роман Сарат Чандры Чаттерджи в живописную притчу для разных поколений зрителей, при этом весьма дорогую. На момент выхода «Девдас» был самой дорогостоящей картиной за всю историю Болливуда. Особенно стоит отметить великолепные костюмы – заслуга постоянного художника Бхансали Ниты Луллы.

По предварительным эскизам специально для фильма было сшито огромное количество разных сари и мужских костюмов, различающихся фактурой и рисунком. Так, в начале фильма только что приехавший из Англии Девдас появляется в облачении настоящего лондонского «денди», а к концу на нём остаётся только белая длинная рубашка, символизирующая потерю героя всего самого ценного в жизни. Возлюбленная Девдаса Парвати сначала предстаёт обычной девушкой из среднего класса, одеваясь в простые хлопчатобумажные сари, а затем преобразуется в прекрасную замужнюю даму, чья красота подчёркивается роскошными индийскими нарядами.

Для воплощения всех грандиозных задумок Бхансали нужны были особые актёры. На роль Девдаса был приглашён признанный «король Болливуда» Шахрукх Кхан. Образ Парвати (Паро) было поручено воплотить «Мисс Мира» Айшварии Рай, до этого успевшей поработать с Бхансали над индийским суперхитом «Навеки твоя». Роскошную танцовщицу-куртизанку Чандрамукхи было предложено сыграть легендарной Мадхури Дикшит.

В начале фильма Паро зажигает свечу в честь Девдаса и следит, чтобы она ни на миг не затухала. Свеча становится символом яркой и короткой жизни Девдаса: «Свечу зажигала ты, а горел-то я!». В отличие от Паро, Девдас изначально знает себе цену (учёба в Лондоне, принадлежность к почитаемой касте), но детская привязанность к Паро перерастает в настоящую страсть к уже взрослой девушке. На вопрос Паро, сколько раз он вспоминал о ней, находясь так далеко, Девдас признаётся: «Однажды я всё-таки вспоминал о тебе!.. Когда? Когда я дышал…». Но зависимость Девдаса от мнения своего класса не проходит для героя бесследно. Отказ от Парвати под давлением отца и последующие попытки забыться в вине только усугубляют слабость и болезнь героя.

Парвати изначально готова на всё ради любви, и предательство Девдаса больно ранит её. Паро считает, что принадлежит Девдасу безраздельно и в одной из сцен она прямо говорит об этом: «Как можно стыдиться просить то, что и так принадлежит тебе?». Близость к Девдасу подчёркивается тягой Паро ко всему, что имеет отношение к возлюбленному. Так, в одной из сцен Паро неожиданно заговаривает с Девдасом по-английски и объясняет ему, что всё то время, что Девдас учился в Англии, она тоже не сидела сложа руки.

Но гордость и задетое самолюбие берут своё, и героиня, подстрекаемая униженной родителями Девдаса матерью, выходит замуж за богатого и уважаемого человека. Примечателен эпизод перед свадьбой, когда Девдас хочет в последний раз поговорить с Паро. Перед ним предстаёт уже не наивная подруга детства, а взрослая, готовая к замужеству женщина. Девдас, наконец, понимает, что Парвати больше не вернуть, но перед тем, как уйти, ранит Паро мангалсутрой и сам провожает её к брачному огню. Кровавый рубец на проборе Паро символизирует синдурадану, индийский обряд, когда жених наносит на голову невесты красный порошок синдур (знак замужней женщины). Тем самым Девдас как бы совершает свадебный обряд с Паро, навсегда связав их жизни.

Вторым шансом для Девдаса становится ослепительная танцовщица Чандрамукхи, пытающаяся подарить утешение герою и сама влюбляющаяся в него. Поначалу Девдас отвергает прекрасную куртизанку, но в итоге проникается к ней чувством, видя в Чандрамукхи второе воплощение Паро: «Тот, кто решает, что грех, а что благое дело, может ли решать твою судьбу? Этого я не знаю, Чандрамукхи, но скажу лишь, что если после смерти мы свидимся, то я не смогу жить в разлуке с тобой…».

Как и во всём индийском кинематографе особую роль в «Девдасе» играют танцы. Бхансали не случайно выбрал на роль Чандрамукхи именно Мадхури Дикшит. Когда Чандрамукхи танцует перед Девдасом, она использует стиль катхак, то есть «история, рассказ». Непревзойдённой исполнительницей катхака считается именно Дикшит, прославившаяся исполнением этого танца в фильме «Жгучая страсть», после которого актриса проснулась знаменитой.

Для понимания взаимоотношений героев «Девдаса» важен именно катхак, центральной темой которого являются образы Радхи и Кришны, чья история легла в основу романа. По легенде именно Радха демонстрирует наивысший уровень любви к Кришне. Эту всепоглощающую и всепрощающую любовь своим танцем пытается выразить влюблённая в Девдаса Чандрамукхи (Радха/Мира), обращаясь к движениям катхака, изображающим «жизненный цикл» – творение, хранение и разрушение.

Творение для Девдаса символизирует его жизнь, зажжённая свеча, хранение – любовь к двум прекраснейшим женщинам и разрушение – потеря любимой и, как следствие, падение в бездну (разрушительная тяга к вину).

После выхода фильма на экраны «Девдас» ждал оглушительный международный успех. Критики хвалили особый выразительный стиль Бхансали, игру исполнителей главных ролей и прекрасно рассказанную историю жизни, любви и смерти. В самой Индии «Девдас» завоевал десять наград престижнейшей Filmfare Awards и стал четвёртым фильмом, победившим в четырёх главных номинациях (лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр и лучшая актриса). Девдас» стал вторым (после «Лагаана: Однажды в Индии») индийским фильмом нулевых, выдвинутым на соискание премии «Оскар», но в шорт-лист так и не попал. Именно благодаря «Девдасу» Бхансали, во многом определившему вектор развития современного Болливуда, стали возможны такие хиты, как «Вир и Зара», «Джодха и Акбар», «Меня зовут Кхан», получившие отклик в сердцах как индийских, так и европейских зрителей.

В «Девдасе», действительно, есть всё, за что принято любить индийский кинематограф: пестрота красок, великолепные актёры, трагическая история любви, основанная на кастовых предрассудках, удивительной красоты танцы и песни со знакомым лейтмотивом о предопределении Судьбы и Времени, которое играет в игры со всеми. Наверное, Время можно считать ещё одним главным персонажем истории «Девдаса». Всесильное время оказывается не властно над героями и их чувствами. В финале Девдас всё-таки придёт к Парвати, как и обещал, обретя долгожданный покой: «Если, заботясь обо мне, твоё сердце получит удовлетворение, то хорошо, я обещаю – перед смертью один раз обязательно приду к твоему порогу…».

Любовь остаётся вечной, даже когда её время уходит. Жизнь продолжается, даже когда весь мир рушится. Герой рождается, даже когда его свеча затухает…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here