Мы его слепили из того, что было
Детектив Харри Холе (Майкл Фассбендер), некогда бывшая звезда сыска, ведёт запойный образ жизни, просыпаясь зимой на улице (что характерно, без всяких признаков пневмонии), тоскует по бывшей жене Ракель и регулярно забывает про сына-подростка Олега. Но именно ему, в компании с новой сотрудницей полиции Катриной Братт (Ребекка Фергюсон), предстоит распутать сложное дело о пропаже женщин в Осло, которое связано с убийствами, совершёнными несколько лет назад.
Когда было объявлено о начале работ над экранизацией бестселлера Ю Несбё «Снеговик», проект сразу стал одним из самых ожидаемых событий. И неудивительно – увлекательный сюжет, завораживающая зимняя атмосфера, жуткие убийства и сверхпопулярный Майкл Фассбендер в главной роли обещали интересный и захватывающий триллер. Вот только стоило картине выйти, как её мигом постигли сокрушительный провал в прокате и разгром от критиков. Что же могло пойти не так при создании такого, казалось бы, потенциального хита?
Во время просмотра понимаешь, что практически всё. Сценарий, над которым трудились аж три драматурга – номинанты «Оскара» за адаптированные сценарии (!) Хуссейн Амини («Крылья голубки») и Питер Строхан («Шпион, выйди вон») и один из авторов сценария сериала «Убийство» Сорен Свейструп – по стилю напоминает письмо, начатое дядей Фёдором и законченное котом Матроскиным с Шариком. Авторы изменили ключевые сцены, убрали романтику из взаимоотношений Холе и Братт и образовали кучу сценарных натяжек – когда суперсыщик не видит под носом очевидных улик. Зато они ввели множество линий, либо неразвитых должным образом, либо просто оборванных на середине: сестра-близнец героини Хлои Севиньи (Сильвия и Энн Оттерсен) появляется на минуту и не играет никакой роли, а роль персонажа Вэла Килмера (Герт Рафто) по сравнению с романом безбожно урезана.
Совсем всё печально с мотивацией поступков героев, стройностью и чёткостью развития детективной составляющей и, особенно, увлекательностью повествования. Шведский режиссёр Томас Альфредсон, сделавший себе имя на неспешных «Впусти меня» и «Шпион, выйди вон», совершенно не чувствует жанр триллера. Действие у него размазанное, рыхлое и несобранное, что лишает «Снеговика» даже грамма саспенса. Персонажей он тоже не раскрывает – чем, например, Харри Холе снискал себе славу выдающегося сыщика, для зрителя так и остаётся загадкой. Фассбендер лишь бродит в кадре с потерянным видом и периодически находится в горизонтальном положении. Остальные актёры лишь присутствуют в кадре. Сцены убийств и финал запороты вчистую, словно режиссёр понятия не имел, как их снимать, и потому поставил их самым примитивным образом – без смачности, жести и драматизма, как в плохом телесериале. А эпизоды с самим Снеговиком вообще выглядят ненамеренно комично.
Самое обидное, что снято кино очень красиво – превосходный оператор и лауреат «Оскара» за работу над «Мемуарами гейши» Дион Биб радует глаз такими красивыми зимними пейзажами, что дух захватывает. Фактически, его усилия – единственное, что может заставить посмотреть «Снеговика» на большом экране. Других положительных сторон в этом отменно плохом фильме не удастся найти никому, даже трезвому Харри Холе.