Дети крови не боятся
Рождество – время чудес, улыбок, пёстрых лампочек, пышных ёлок, снежных вечеров и свитеров с оленями. Для русского человека важнейший праздник в году – Новый год, поэтому главным фильмом зимы значится советская классика «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Для западного мира такой праздник – Рождество. Отсюда и горы рождественского кино: «Один дома», «Эта замечательная жизнь», «Крепкий орешек», «Подарок на Рождество»… Жизнь внезапно становится идиллической. Во время Рождества всё возможно, даже самое немыслимое, и голливудские творцы всеобщим счастьем и благоденствием пользуются. И пользуются, нужно сказать, смачно. Порой счастье и радость смываются кровью…
Триллер Криса Пековера «Смотри по сторонам» – славный образец бодрого, свежего, жестокого зимнего кино, где в рождественскую ночь царит не любовь, а месть, ненависть и смерть. Безобидный семейный праздник превращается в зловещий кошмар. Похоже, не все любят пору торжеств и подарков, поэтому Рождество оказывается идеальным временем для карательной расправы.
В центре сюжета – паренёк Люк (Леви Миллер), чьи богатенькие родители отправляются на вечеринку, оставляя сына под присмотром миленькой Эшли (Оливия ДеДжонг). Мальчишка в неё безумно влюблён, поэтому всячески показывает, что он уже зрелый мужчина, достойный такой красотки. И пока нянечка ведёт телефонные беседы на другом любовном фронте – некий парень Рики желает вернуть Эшли, – а Люк вынужден довольствоваться пиццей и шампанским при уже затушенных свечах, в дом стучатся. Сначала ребята получают анонимный звонок с угрожающим «Я тебя вижу», потом окно разбивают кирпичом с надписью: «Выйдете – убью». И пока напуганная молодёжь суетится, некто в маске и с ружьём уже прокрадывается в дом. Обычное ограбление? Не тут-то было!
Начало обыграно традиционно, но «Смотри по сторонам» – вовсе не старомодный слэшер. Фильм Криса Пековера отчасти можно назвать жестоким ремейком «Одного дома», хотя куда уж жёстче. Наверняка, каждый, кто в детстве смотрел классику Криса Коламбуса, фантазировал о создании ловушек, подобно тем, что придумывал Кевин МакКаллистер. Правда, оглядываясь на «творчество» Кевина, становится жутковато от гвоздей и поджогов, метания кирпичей прямо в лоб и сбрасывания тяжёлого мешка с цементом. Крис Пековер на пару со сценаристом Заком Каном извращаются меньше, но первую скрипку всё так же играют дети.
Редкий случай, когда о сюжете, который разворачивается в стенах одного дома, лучше знать как можно меньше, иначе можно испортить удовольствие от просмотра. Кино лёгкое, непритязательное, но обыграно по-молодецки, неожиданно, с душком «Забавных игр» и прямой отсылкой к тому же «Одному дома» в одной из сцен, здраво выдержанным саспенсом и мизерным, но уместным чёрным юмором. Пародия на жанр на грани гротеска, не иначе.
Слэшер с маньяком и тинейджерами способен порадовать самых матёрых поклонников жанра. Страшилка вызывает чувства возмущения, злости и недоумения. Фильм временами абсурден и наивен в угоду драмы, но обидно другое – попсовые триллеры, вроде «Счастливого дня смерти», добираются до публики, а маленький, постмодернистский «Смотри по сторонам» остаётся в тени.