Дом скорби

Розанна Макналти (Ванесса Редгрейв) уже сорок лет находится в психиатрической клинике. У неё нет ни родственников, ни друзей, которые могли бы о ней позаботиться. Когда в больницу приезжает новый врач – доктор Грин (Эрик Бана), Розанна проникается к нему тёплыми чувствами и рассказывает пронзительную историю, которая привела её в это богом забытое место.

«Скрижали судьбы» – экранизация романа ирландского писателя Себастьяна Барри. Режиссёр проекта Джим Шеридан известен как по вполне приличным работам («Моя левая нога», «Во имя отца»), так и по откровенно проходным («Разбогатей или сдохни», «Дом грёз»). К сожалению, его новый фильм относится скорее ко второй группе. Это второразрядный мелодраматический опус, в основе которого лежат графоманский сюжет и схематичные персонажи, в которых не чувствуется жизни. Герои неубедительны, даром что две ведущие артистки играют с воодушевлением, а режиссура весьма поверхностна. Беда в том, что история, которая сперва, кажется, грозит сосредоточиться на длинном жизненном пути центрального женского персонажа, ближе к середине хронометража скукоживается, упуская из виду самые интригующие моменты сюжета, концентрируясь на событиях и протагонистах не первой важности.

Тем не менее, нельзя сказать, что лента Шеридана безапелляционно слаба. Фильм пытается говорить простым языком о сложных проблемах. Речь в «Скрижалях судьбы» идёт и о женской сексуальности, и о проблемах нравственности, и о месте женщины в социуме. Когда действие переходит в заключительную фазу, все точки над i оказываются расставлены, а многочисленные сюжетные лакуны – заполнены. Но то, каким образом разрешаются все конфликты щемящей сердце истории, то, как герои завершают свой путь, сводит на нет все усилия авторов фильма, деактуализируя линию миссис Макналти. В подобных постановках форма, как правило, главенствует над содержанием, а значимость штампованных приёмов вольно или невольно возводится в абсолют. Следуя этим нехитрым постулатам, ирландский режиссёр превращает свой фильм в жгучий, но быстро надоедающий аперитив перед неотвратимым и пошлым гранд-финалом.

Ложкой мёда в бочке дёгтя становится игра ведущих актрис – Ванессы Редгрейв и Руни Мары. И если первая предельно убедительно изображает полусумасшедшую, несчастную старуху, лишённую всего, кроме последней надежды, то американка превосходно играет Розанну в молодости. Её задача, быть может, была проще, чем у прославленной британки, но актриса создала на экране целостный и запоминающийся образ волевой женщины, способной пойти навстречу предрассудкам, против общества.

Напротив, мужские персонажи абсолютно не запоминаются: ни Тео Джеймс, играющий отца Гаунта, ставшего предтечей злоключений Макналти, ни Эйдан Тернер, который воплотил на экране роль возлюбленного Розанны, ни Эрик Бана, которому принадлежит одна из центральных ролей, не производят должного впечатления. Их герои плоские, их мотивация не до конца ясна, как следствие поступки – непоследовательны и странны. Зато обращают на себя внимание чудесные виды природы Ирландии. Они завораживают, умиротворяют и будто бы просят извинения за дёрганную режиссуру, нелепый сценарий, одномерных героев и ужасающий твист в концовке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here