Шоколад

Парень из другого двора

Рафаэль Падилья – родившийся на Кубе негр, бывший раб, в конце XIX века работающий в провинциальном европейском цирке. Он исполняет несложную роль каннибала, получает гроши и скрывается от полиции, так как у него нет документов. Но когда Падилья встречает Футита – вышедшего в тираж знаменитого клоуна, всё меняется. Они начинают выступать вместе, вскоре получая приглашение от «Нового цирка» Парижа. Столичная публика взыскательна и требовательна, но и тут циркачей ждёт признание. Но очень скоро успехи сменяются неудачами, когда в дуэте намечается раскол: Рафаэль больше не хочет быть на вторых ролях, он жаждет славы в качестве сольного исполнителя. С этой целью он решается уйти от своего напарника. Но, как известно, честолюбие не всегда доводит до добра.

История Рафаэля Падильи – первого темнокожего клоуна – не слишком известна в нашей стране. Лишь знатоки циркового искусства могут похвастать знаниями о хитросплетениях жизненной судьбы Шоколада – таково было творческое прозвище уроженца Гаваны. Тем не менее, его биография – это путь фантастического успеха и столь же громогласного падения. История его кинематографична, и потому неудивительно, что она наконец-то была перенесена на большой экран.

В центре внимания малоопытного режиссёра Рошди Зема («Шоколад» – четвёртая его полнометражная работа) – отрезок потрясающего взлёта Шоколада, знакомство и совместная работа с Жоржем Футитом в Париже и, конечно же, период раннего забвения. Если ничего не знать о жизнеописании персон Футита и Падильи, то стартовые минуты могут обманчиво создать впечатление, что фильм – комедийная мелодраматическая постановка. Шуток тут не так много, но атмосфера пролога – ненапряжённая и, в общем-то, лёгкая. Но это не так! Чем дальше, тем больше всплывает проблем у Шоколада, тем больше мрака нагнетает постановщик, тем более жёстким (а временами – жестоким) представляется сам заглавный персонаж фильма.

Когда действие перемещается в столицу Франции, Падилья снимает маску невозмутимого балагура, всё больше превращаясь в обычного человека с присущими ему тягой к наживе, приключениям, женщинам. Слава порождает гордыню, а гордыня ведёт в дебри непонимания, апатии и злобы – такими нехитрыми тезисами жонглирует Зем. Шоколад более не в силах сносить побои и унижения на сцене (в дуэте он играет роль необразованного слуги, неизменно получающего тумаки от своего хозяина), он хочет стать не просто известным уважаемым артистом, но прежде всего Человеком.

Игра Омара Си («1+1») грациозна и практически лишена каких бы то ни было недочётов. Он безумно обаятелен, в сценах трюков – смешон, в драматических эпизодах – искренен и серьёзен. Отлично подыгрывает ему и второй эшелон в лице Клотильды Эсме («Все песни только о любви», сериал «На зов скорби») – одной из возлюбленных Шоколада, Ноэми Львовски – спесивой жены владельца захолустного цирка, Оливье Гурме («Сын», «Враг государства №1: Легенда») – властолюбивый директор столичного цирка.

Неожиданный, но очевидный минус ленты – персонаж Джеймса Тьерре («Тайна Антуана Ватто»). К слову, французский лицедей – внук Чарли Чаплина и сын одних из идейных вдохновителей «Нового цирка». Как и Омар Си, Тьерре отлично справляется с предложенной ему задачей. К актёру претензий нет никаких. Но сценаристы обделили его героя: он выглядит не до конца прописанным, словно бы страницы сценария, раскрывающие образ Футита, были безвозвратно утеряны перед съёмочным процессом. Ввиду этого история его кажется несколько скомканной, и компаньон Падильи больше походит на красивый элемент реквизита, нежели на живого героя. А жаль, ведь в этом клоуне скрывалось, похоже, не меньше драмы, чем в главном действующем лице картины.

Испытание славой и деньгами, любовь и привязанность, дружба и привязанность, вопросы равенства и братства – всё это лежит под микроскопом создателей «Шоколада». Некоторые из этих вопросов рассмотрены вскользь, некоторые преподнесены под неожиданным углом, другим уделено чуть больше экранного времени. В итоге байопик о цирковом уникуме, решившим бросить вызов стереотипам и сложившимся в обществе того времени устоям, но не выдержавшим груза ответственности, кажется отличным представителем новой волны французского кинематографа.

Вердикт: Ладно скроенная драма французского производства, с хорошими актёрскими работами, небезынтересными нюансами цирковой жизни и обозначенными, пусть и весьма расплывчато, вопросами расовой сегрегации.

7

6

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here