Первая поправка

В конце 1960-х офицер связи Даниэль Эллсберг (Мэттью Риз) возвращается из командировки в охваченный войной Вьетнам. Разочарованный лицемерием американских военачальников, в первую очередь министра обороны Роберта МакНамары (Брюс Гринвуд), Эллсберг начинает сомневаться в правильности внешней политики США. Он решает предать огласке секретный доклад о вмешательстве Штатов во внутреннюю политику Вьетнама. Сначала это досье Эллсберг отдаёт в «Нью-Йорк Таймс», а затем «Вашингтон Пост». Главный редактор «Пост» Бен Брэдли (Том Хэнкс) сразу понимает, документы какой значимости у него в его руках. Однако ему ещё предстоит убедить владелицу газеты Кэй Грэм (Мэрил Стрип) в необходимости публиковать скандальный материал, ведь его обнародование может поставить под угрозу само существование издания. Потому что Пентагон и Белый дом не пожалеют сил и средств, чтобы не дать грязным секретам выйти на поверхность…

Так сложилось, что два выдающихся актёра современности – двукратный лауреат «Оскара» Том Хэнкс и трёхкратная лауреатка той же премии Мэрил Стрип – до сей поры ни разу не снимались вместе. Стрип к тому же ни разу за всю карьеру не довелось поработать со Стивеном Спилбергом. «Секретное досье» дало возможность трём незаурядным кинематографистам наконец встретиться на одной съёмочной площадке. Результатом работы творческого триумвирата стала занимательная историческая экскурсия в важнейший для Америки отрезок истории в сочетании с особенно актуальным в наши дни напоминанием о важности таких основополагающих для демократического общества основ, как свобода слова, свобода прессы и ответственность власти перед народом.

Говоря об этих ценностях, Стивену Спилбергу порой не удаётся избежать чрезмерного пафоса, зато саму историю публикации досье, получившего название Pentagon Papers («Бумаги Пентагона» или «Документы Пентагона») он излагает не вполне тривиальным путем. Эллсберг, бывший для своего времени кем-то наподобие Эдварда Сноудена и Джулиана Ассанжа, здесь представлен лишь второстепенным персонажем, который появляется буквально в трёх начальных сценах (Вьетнам, возвращение домой, «изъятие» документов из архива) и ещё раз возникает ближе к середине, когда передаёт бумаги журналисту «Пост». Основное же внимание постановщика сфокусировано на личности Кэй Грэм и сложнейшей дилемме, стоявшей перед ней.

Именно Грэм предстояло принять судьбоносное решение, от которого в буквальном смысле зависело будущее – её самой, её семьи, компании и сотрудников – и, конечно же, целой страны. Ситуация для «Вашингтон Пост» осложнялась ещё и тем, что газета находилась не в лучшем финансовом положении, которое должен был поправить выход на биржу. Однако угроза конфликта с президентской администрацией могла отпугнуть инвесторов. К тому же Грэм связывали давние приятельские отношения с самим Робертом МакНамарой. Режиссёр показывает все сомнения, душевные терзания и метания, сопровождавшие Кэй Грэм в этот трудный момент, когда всё дело её жизни было поставлено на карту (за что отдельное спасибо прекрасной Мэрил Стрип).

Как известно из истории, «Бумаги Пентагона» в итоге всё же были обнародованы. Министерство обороны и Белый дом попытались в судебном порядке запретить публикацию под предлогом того, что это может поставить под угрозу интересы национальной безопасности. Однако Верховный суд постановил, что газеты не только имеют такое право, но даже должны способствовать тому, чтобы разоблачать обман и ложь правительственных чиновников. К сожалению, эту часть истории Спилберг показывает лишь пунктиром, фактически оставляя судебный процесс за кадром. А ведь здесь кроется немалый нереализованный потенциал: судебные прения, да ещё и с участием такого могучего актёрского ансамбля, могли бы внести дополнительное напряжение в сценарий. Достаточно вспомнить хотя бы предыдущий опыт Спилберга в жанре исторической драмы – «Шпионский мост», на который «Досье», кстати, очень походит стилистически и визуально.

Получившаяся же на этот раз картина выглядит вполне в духе традиционных фильмов о журналистике и журналистских расследованиях, хотя и немного уступает по драматизму «В центре внимания», а по степени параноидальности ей далеко до классической «Всей президентской рати». «Секретное досье» – это, скорее, качественная реконструкция: с вниманием к деталям и уважением к истории и её участникам. В некотором роде это памятник людям, поставившим на карту свои карьеры и даже жизни ради возможности открыть народу глаза на истинное лицо их правителей, на протяжении десятилетий не гнушавшихся порой откровенной лжи и манипуляций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here