Люди как люди

Нильс Арден Оплев, славящийся драматичными и тяжело переносящимися работами, наконец-то снял что-то очень доброе и совершенно неманипулятивное. Что-то очень нужное сегодняшнему зрителю, потерявшему веру в человечность.

Эллен (Лене Мария Кристенсен), недавно вышедшая замуж, разрывается между новым и остальными членами семьи. Её сестра Ингер (Софи Гробёль) больна шизофренией, а мать, несмотря на уместную в таком случае волнительность, уж слишком нервозна и треплет нервы и себе, и окружающим. Как Ингер сошла с ума? Несчастная любовь. Точнее, несчастье – это испытывать чувства к женатому французу, у которого в привычке наигравшись бросить. То было 20 лет назад, когда ныне слоняющаяся по госпиталям женщина, работала официанткой в Париже.

Не зная предыстории, Эллен решила подарить сестре возвращение в любимый город, не отдавая себе отчёта, что нахлынувшие воспоминания смогут только раззадорить и без того нестабильную женщину. Загрузившись в туристический автобус Эллен, её муж Вагн (Андерс В. Бертельсен) и Ингер отправляются в Париж под звуки совместных песнопений и упрёков по поводу нерациональности участия нездорового человека в поездке.

Нам обещают рассказать историю женщины, страдающей и приносящей страдания близким своей болезнью. Кажется, ещё минута – и фильм свернёт на классическую идейную дорожку: героиня здорова, а вот общество – нет. Но этого не происходит во многом из-за стандартов страны, снявшей фильм.

Всё-то в Дании нацелено на создание полноценных условий для жизни и интеграцию граждан в социум. Любых граждан. В королевстве нет пожизненного заключения, и сделано это для того, чтобы право на жизнь оставалось даже у совершивших ошибку. Судьба их за пределами камеры тоже известна – их ждут пособия на первое время, трудоустройство в дальнейшем и возвращение к дотюремному окружению. Поэтому «Роза» ещё и о том, как маленькой стране удалось создать комфортные условия для жителей, обучив их терпимости.

Но в обществе не без урода. Словесный и энергетический негатив одного из попутчиков (Сёрен Маллинг) столь могуществен, что кажется, будто весь автобус настроен к Ингер не лучшим образом, но это не так. Несчастный одинок в своей ненависти и даже его 12-летний сын готов стать непослушным ребёнком для родителей, лишь бы помочь разыскать того злосчастного бывшего, что искалечил нервную систему Ингер.

На самом деле можно проследить некоторое сходство «Розы» с типичными любовно-туристическими фильмами, например, с тем же «LOL» (2008) – о путешествии французских подростков, их отношениях со сверстниками и родителями. Но «Роза», конечно, датская, а там, как говорится, ни бочки мёда без ложки дёгтя. Отсюда и придорожные трупы животных, характерный пошловатый юмор и детализированная телесность.

Оплеву удаётся воссоздать антураж автобуса, циркулирующего для путешественников. С одной стороны, это камерный, уютный домик на колёсиках, а с другой – клетка с невозможностью уединиться. Слёзы, шёпоты и крики, вьющиеся по салону и пытающиеся хоть где-то пристроиться, готика за холодным стеклом. Классика поездок.

Как бы Ингер ни хотела менее болезненно перенести поездку, а именно – закинуться транками и выпасть из реальности на несколько часов, Эллен ей этого не позволяет, заставляя справляться с эмоциями без помощи извне. Вообще, образ Эллен и её мужа интересно переосмысляется в сравнении со схожим фильмом «Взгляни налево – увидишь шведа» (2003) Наташи Артю. Там в центре внимания не душевнобольная, а именно её сестра, собирающаяся выйти замуж. Причина попадания в спецучреждение в обеих историях – несчастная любовь. Именно поэтому главная героиня «Взгляни налево…» скрывает помолвку от сестры, дабы не заставить её переживать собственное горе снова. Однако, когда сестрин бывший появляется в городе, героиня решается на расторжение помолвки и на отношения с виновником сестринского помешательства, выбрав счастье личное, а не общее.

Образ сестры в «Розе» иной. Мало того, что комфорт Эллен в поездке не волнует ни зрителя, ни её саму, поскольку всё внимание уделяется больной сестре, так и новоиспечённый муж всегда готов по-семейному помочь и чуть ли не нести Ингер на своём горбу. В головах молодожёнов нет и мысли о сне вдвоём. Знают, что между ними должна лечь Ингер, дабы, если она решит ночью прыгать из окна, тихо бы у неё это сделать не получилось.

При общей поддержке группы бывший любовник найден, но стоил ли он того безумия? И стоит ли продолжать изводить себя, вспоминая прогулки по саду? Решившись покончить со старо-любовной волокитой, Ингер бросается под машину и, не умирая, перерождается. Глупо верить в невозможное магическое излечение, но можно верить во вполне реальных людей, готовых позаботиться о тебе. Помимо трепетной и внимательной к малейшим импульсам сестры Эллен и её снисходительного мужа, Ингер притягивает к себе положительных людей – сына злобного автобусного попутчика, водителя такси, готового показать Париж и принести незнакомой женщине свитер уже своей сестры, потому что прежний был разодран на скорой. Добро притягивается к добру, и Ингер изо всех сил старается следовать вселенскому закону.

Критики посчитали игру Софи Гробёль в «Розе» лучшей за её карьеру. Так же посчитала и датская киноакадемия, отметив заслуги актрисы премией «Роберт». При благоговении к Гробёль так категорично высказываться не хочется, хотя нужно признать, что ей удалось сделать то, что остальные так и норовят исковеркать чрезмерными ужимками. У Софи получилось без крайностей отразить в себе героя, опыт которого может быть известен не каждому.

Не хуже работы Гробёль работа кастинг-менеджера. Неизвестно, стремился ли Оплев к кинематографической семейности, но зрители, затратившие многие часы на просмотр датских фильмов 90-х и 00-х, будут чувствовать, будто сами отправились в путешествие с родственниками, так как все экранные лица ему давно знакомы, а их повадки кажутся уже чуть ли не родными.

И опять к Гробёль. Напрасно от нас скрыли имя актрисы, исполнившей роль молодой Ингер, потому что столь идентичные попадания в кинематографе редки. Кадр в саду с юной версией актрисы кажется чуть ли не взятым из «Пелле-завоевателя», одного из первых фильмов Гробёль, где она ещё кажется ребёнком.

Может показаться, что «Роза» сконструирована чрезмерно классически. Это уловка. Картина славна своим непредугадываемым нарративом и простотой добра, такого необходимого сегодня. В какой-то момент всё перестаёт быть похожим на то, к чему мы привыкли на экране. Одно неизменно: по нравственно-комедийным законам негативщику всё воздастся, а то терпимое и благодетельное большинство, сопровождающее Ингер в Париже, продолжит наполнять мир светом. И так добро будет править, а люди жить под его началом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here