Не забывай свои корни
Победа над советским чемпионом Иваном Драго сделала Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) международной звездой. Но слава имеет и обратную сторону: полученные травмы мозга ставят крест на дальнейшей боксёрской карьере Итальянского жеребца. Поэтому он решает окончательно уйти на покой, чтобы жить в своём особняке в Филадельфии с женой Эдриан (Талия Шайр) и сыном Робертом (Сейдж Сталлоне).
Но и тут главного героя ждёт беда: его бестолковый шурин Поли (Берт Янг) привёл к потере всех сбережений семьи, поэтому Рокки и его близким приходится переезжать в трущобы, из которых он начинал свой путь. Чемпион становится тренером, восстанавливая спортзал своего покойного тренера Микки (Берджес Мередит). Вскоре к нему обращается молодой боец с большим потенциалом Томми Ганн (Томми Моррисон). И хотя Рокки добивается немалого успеха, тренируя новичка, Ганн остаётся недоволен ролью протеже. Он уходит от наставника к именитому менеджеру Джорджу Вашингтону Дьюку (Ричард Гэнт), который обещает ему золотые горы.
Мариам Ананидзе:
Для меня «Рокки 5» – это исправление ошибок, хорошая возможность вернуть серии былой серьёзный настрой и очарование, потерянное из-за нелепых красных кулаков из четвёртой части. Сильвестр Сталлоне выбрал самый верный путь в сложившейся ситуации и последовал бессмертной истине: когда не знаешь, как поступить, нужно вернуться туда, где всё начиналось. Именно на улицах Филадельфии можно найти поддержку толпы и заставить героя по-настоящему переживать из-за своего падения: денег больше нет, и семья осталась у разбитого корыта.
Казалось бы, проверенная схема подвергается правкам, и нас ждёт новый вариант развития событий – без долгой подготовки к решающему бою. Но то, что кажется тренировкой для ученика, оказывается очередным поднятием духа для учителя – самого Рокки. Всё те же лица составляют ядро истории, а старые проблемы дополняются новыми. Воспоминания об ушедшем Микки, уход от супергеройской стойкости идут на пользу новой части, но ей всё же далеко от великолепной троицы, которую мы видели в начале.
Павел Жуков:
После невзрачной четвёртой части «Рокки 5» пошёл новым и смелым путём. Рокки Бальбоа стал банкротом, и его семье пришлось вернуться в трущобы. Там на первый план вылезли проблемы отцов и детей, а бокса стало значительно меньше. И пусть это не то, что, возможно, хотел увидеть зритель, зато герои продолжили развиваться.
Роберт, сын Рокки, вырос в уютном особняке, однако жизнь сталкивает его с бедностью и задиранием в школе. И хотя он учится давать отпор хулиганам, совета отца ему очень не хватает. Рокки же без остатка посвящает себя новому увлечению – работе тренера. Сильвестр Сталлоне не говорит ничего нового на тему вечно занятого отца и ребёнка, требующего внимания. Но эта линия срабатывает уже хотя бы потому, что актёры стараются, и между ними есть необходимая химия (и то, что Сейдж и Сильвестр – настоящая семья, им только помогает).
Томми Ганн, ученик Рокки, – паршивая овца, не заслуживающая свалившегося на него успеха. Но стал он подлым и жадным из-за своей натуры, а не потому, что Рокки – плохой тренер. Томми дал толчок тренерской карьере Рокки, и приятно наблюдать за тем, как наш герой вновь добивается отличных результатов, пусть и за пределами ринга. Подход к тренерству у Рокки самый что ни на есть отеческий – такой, какой был и у Микки (здесь есть очень душевный флэшбэк на эту тему).
Оставлять Рокки в этот раз без бокса, конечно, было очень рисково. После боя с Иваном Драго врачи Бальбоа не утешили: будут бить по голове дальше – не избежать беды. Но раньше даже с риском потерять зрение Рокки выходил на ринг и сражался до последнего, и мы привыкли к этому супергеройству. Но на этот раз восторжествовали логика и реализм. И это совсем не плохо.
Геннадий Гусев:
После неудачной четвёртой серии боксёрского сериала, казалось, нужно очень постараться, чтобы сделать кино хуже. Но у вернувшегося во франшизу режиссёра Джона Г. Эвилдсена получилось превзойти «достижение» предыдущего фильма. Вроде бы сохранились все ингредиенты, принёсшие успех первому «Рокки», но финальный результат получился совершенно иным.
Решив сделать очередной крутой поворот в сценарии, Сильвестр Сталлоне совершил непростительную ошибку. В фильме мы видим уже не того Рокки-супергероя, каким он был в третьей и четвёртой сериях, а настоящего мужчину, которому не чужды взлёты и падения. Боксёр вынужден вновь опуститься на самое дно, дабы затем, сделав стремительный рывок, вновь взойти на пьедестал. С одной стороны, не лишённый недостатков сюжет не так плох – концепция картины описывает очередную блестящую историю из «грязи в князи». С другой, история уже не так впечатляет, как четырнадцать лет назад. За прошедшее время многое изменилось – и в Голливуде, и в обычной жизни. Зритель искал новых героев и нашёл их в лице персонажей Квентина Тарантино и – чуть позже – Гая Ричи.
Кроме того, несмотря на некоторые находки в сценарии и экшен-сценах (аллюзии на биографии настоящих боксёров-профессионалов, включая реверансы в сторону истории становления Майка Тайсона), бокс в ленте как таковой не впечатляет. И пусть бывший чемпион становится тренером и очень скоро у него возникает конфликт со своим подопечным, интересная завязка на превращается в увлекательную историю. Пестря ненужными отступлениями и перформансами главных действующих лиц, граничащими с фарсом, сюжет не увлекает. В итоге мы имеем слабую постановку от режиссёра, знакомого с эпопеей не понаслышке.
Александр Бурлыко:
Вероятно, Сильвестр Сталлоне сам понял, что когда Рокки отправился в Москву и положил конец Холодной войне, нужно было сбавить обороты и вернуться к истокам. Именно это и делает «Рокки 5»: главный герой снова становится обычным трудягой, масштабы истории стали на порядок меньше, а в режиссёрское кресло снова сел Джон Эвилдсен. И хотя сама задумка более чем похвальна, исполнение у фильма хромает на все конечности.
То, что Рокки больше не может выступать на ринге – интересный и логичный ход. Но фильм настолько переполнен второстепенными сюжетами, что у него нет времени остановиться и взглянуть, как меняется внутренний мир бойца, который больше не может делать единственное, что он в этой жизни умеет.
Побочные сюжетные линии тоже не блещут: Томми Ганн, который внезапно меняет отношение к Рокки на противоположное, получился самым никаким персонажем за всю историю сериала. А Дьюк, который мог бы стать настоящим злодеем этой истории, остаётся только мультяшным раздражителем. Линия с Робертом, который чувствует, что отец обделяет его вниманием, опять-таки, могла бы получиться чем-то глубоким и эмоциональным, если бы не развивалась так стремительно. И если бы она не показала Рокки как худшего отца во вселенной: твоего сына в школе избили и украли куртку, а ты даже не спрашиваешь, кто это был, чтобы разобраться с его родителями. Ведь ты же сейчас совсем не в тяжёлом положении, когда нужно считать каждый цент, а на улице совсем не декабрь.
А от здешнего финала и вовсе опускаются руки. Уже ведь пообещали, что Рокки больше драться не будет, потому что это опасно для жизни. Но, очевидно, не настолько опасно, чтобы не устроить неряшливую драку с Ганном перед баром, которая моментально решит все проблемы. По стилю фильму удалось перейти в новое десятилетие, а вот его содержание перекочевало из 80-х, в плохом смысле.