«Покахонтас» – музыкальный мультфильм 1995 года, сделанный в лучших традициях диснеевской рисованной анимации. В июне 2015 года исполняется 20 лет со дня выхода 33-го полнометражного мультфильма студии Уолта Диснея. Лишний повод вспомнить, как всё начиналось.

Начало 1990-х годов принято считать эпохой диснеевского Ренессанса. Правда, начало «Возрождению Диснея» положила ещё вышедшая в 1989 году музыкальная сказка «Русалочка», которая и по сей день считается абсолютной классикой и выдающимся достижением студии. Именно на базе «Русалочки» сформировались такие анимационные хиты, как «Красавица и чудовище» (1991), «Аладдин» (1992), и абсолютный лидер проката 1994 года, знаменитый анимационный шедевр «Король лев». На тот момент казалось, что господство диснеевских мультфильмов на экранах будет вечным.

Покахонтас

Но ситуация кардинально поменялась с увольнением со студии генерального директора Джеффри Катценберга, эпоха правления которого и ознаменовалась диснеевским расцветом. Уже в 1994 году Катценберг совместно со Стивеном Спилбергом создаст кинокомпанию DreamWorks, которая впоследствии станет основным конкурентом студии Диснея. И всё же Disney успела выпустить ещё несколько хитов, одним из которых и стала «Покахонтас».

Перед нами романтическая история о дочери индейского вождя, благородной девушке Покахонтас, родившейся и жившей в абсолютной гармонии с природой. Племя девушки много лет ведёт мирный образ жизни среди нетронутых лесов и полей и занимается рыбной ловлей и охотой, но в один день тихая и мирная жизнь племени рушится. Однажды Покахонтас приснился странный и пугающий сон, предвещавший приближение любви. Сон не замедлил сбыться: из далёкой Европы к американскому берегу приплыл большой корабль с загадочными бледнолицыми людьми, которые искали в Новом Свете золото. Капитан Джон Смит действительно нашёл своё сокровище – им стала Покахонтас. Они полюбили друг друга подобно Ромео и Джульетте, но на их пути встала вражда белых золотоискателей-колонизаторов и индейцев.

Покахонтас

На примере «Покахонтас» студия Диснея к сказочно-приключенческой анимации решила добавить исторический колорит. В основе мультипликационного фильма лежит история реальной индейской девушки по прозвищу Покахонтас (имя переводится как «маленькая баловница»), которая жила в начале XVII века на территории Америки, когда эти земли пытались завоевать англичане. В 1607 году Покахонтас спасла английского капитана-авантюриста Джона Смита от смерти (он был захвачен индейцами во время поисков источников пропитания для колонии Джеймстауна в Чесапикском заливе).

По легенде, когда индейцы собирались раздробить Смиту череп, она закрыла его голову своей. Остальные не посмели навредить дочери вождя. Среди современных историков существует мнение, что эта история, рассказанная самим Джоном Смитом, не соответствует действительности. Зато доподлинно известно, что позже Покахонтас вышла замуж за другого поселенца и стала гарантом мирного сосуществования между индейцами и колонистами. В Англии необычная индейская девушка быстро стала знаменитостью и даже была представлена ко двору. Но вскоре заразилась оспой и скончалась 21 марта 1617 года в возрасте 22 лет.

Покахонтас

Понятно, что диснеевцы постарались выжать из такой захватывающей истории всё, что можно, превратив настоящую американскую легенду в семейный приключенческий мюзикл с мелодраматической составляющей. Для придания картине своеобразного колорита и духа времён колонизации Америки к работе привлекли специалистов по индейской культуре. Роль вождя озвучил настоящий индеец: капитан Смит говорит голосом Мэла Гибсона, который в мае 1995 года представил свой фильм «Храброе сердце», повествующий о борьбе Шотландии за независимость против английского господства в XIII веке, то есть собаку съевший на историческом материале. А Кристиан Бэйл, озвучивший Томаса, позднее сыграл в фильме «Новый Свет», также основанном на истории о Покахонтас.

Но по-настоящему визитной карточкой мультфильма оказалось блестящее музыкальное оформление, за которое отвечал бессменный диснеевский композитор Алан Менкен. Ещё до «Покахонтас» Менкен был удостоен 6 премий «Оскар» за лучшую музыку и лучшую песню ко всем анимационным хитам студии «Дисней». К слову, «Покахонтас» принесла в копилку Менкена ещё 2 «Оскара» в тех же категориях. И это неслучайно. Музыкальная тема из мультфильма под названием Colors of the Wind в исполнении Ванессы Уильямс получила премии «Оскар» и «Грэмми» (в мультфильме эту же песню исполняет Джуди Кун).

Под эту песню Покахонтас объясняет Джону Смиту, что, земля, по сути, не принадлежит никому, так как каждый камень и дерево, и существо несут в себе жизнь, у всего есть дух и имя. В общем-то создатели не погрешили против истины: для многих индейцев анимизм, то есть вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы, был основополагающим. Добавим к этому тот факт, что авторы впервые в истории студии Диснея отказались от традиционного хэппи-энда (как ни печально, в финале влюблённые расстаются) – видимо, для соблюдения относительного реализма.

Таким образом, романтическая история любви индейской девушки Покахонтас и английского капитана Джона Смита фактически стала лебединой песней студии. При бюджете в 55 миллионов долларов картина собрала около 346 миллионов, что, конечно, немало. Но если учитывать сборы, вышедшего годом ранее «Короля льва», а это 878 миллионов (релизы в IMAX и 3D в 2002 и 2011 годах принесли в копилку мальтфильма ещё 110) против 45 миллионов бюджета, то становится ясно, что лучшие времена Disney остались позади. Догадку подтверждает выпущенное в 1998 году продолжение – «Покахонтас 2: Путешествие в Новый Мир», – повествующее о приключениях героини, отправившейся в Лондон, чтобы заключить окончательный мир между индейцами и англичанами. Мультфильм был выпущен сразу на видеокассетах и DVD без предварительного показа в кинотеатрах или по телевидению.

Покахонтас

И всё-таки история о столкновении двух непохожих миров никогда не будет смотреться устаревшей. И пускай на эту тему до и после «Покахонтас» было выпущено немало фильмов, мало какой проект может похвастаться такой искренностью, поэтичным сплавом музыки и изображения, запоминающимися характерами и красивой историей, а также уважением к зрителям разной возрастной категории. Что бы там ни было, а «Дисней» остаётся «Диснеем», и второе возрождение студии, наступившее в 2010-х годах, говорит о том, что каждое её творение не было случайным камешком, брошенным в море, а являлось маленькой жемчужинкой, из которой складывалась история самой сказочной киностудии мира. Ведь, где ещё на свете можно петь всеми голосами гор и рисовать всеми красками ветра?..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here