Мы уже привыкли к тому, что нынче газетные объявления предлагают нам что-то купить или продать, непонятную работу с высоким заработком и сомнительные услуги, но было время, когда в них можно было найти зашифрованные послания, дружескую переписку, злостный розыгрыш или даже крик о помощи. Объявление, которое, само того не подозревая, породило фильм «Безопасность не гарантируется», было опубликовано как раз в тот период – в 1997 году в небольшом американском журнале Backwoods Home Magazine.
Оно гласило: «Ищу партнёра для путешествия во времени. Это не шутка. Оплата после того, как мы вернёмся. Необходимо взять с собой оружие. Безопасность не гарантируется. Я делал это раньше только однажды». Оно также содержало адрес почтового ящика, на который и должны были писать потенциальные желающие. Вместе с этим тот же автор разместил ещё одно объявление, классический крик о помощи, в котором написал, что хочет найти себе спутницу жизни. Последнее объявление получило пять откликов. Приглашение путешествовать во времени – тысячи. Многие восприняли такую возможность серьёзно и рассказывали о том, как хотели бы побывать в прошлом. Большая часть из них намеревалась исправить свои прошлые трагедии.
К 2000 году, когда интернет начал прочно входить в жизнь Америки, объявление приобрело бешеную популярность – его читали по радио, печатали на футболках и обсуждали в ночных ток-шоу. Сценарист Дерек Коннолли увидел его на просторах интернета в 2007 году и так впечатлился шумихой вокруг него, вокруг этих, казалось бы, простых шести предложений, что розросся идеей сделать по нему кино. Он написал сценарий и отнёс его своему давнему другу Колину Треворроу.
К моменту, когда сценарий был завершён, личность автора объявления по-прежнему оставалась загадкой, но в 2010 году он вышел из тени, рассказав о своих мотивах и о том, какие выводы он извлёк из своего неожиданного путешествия по волнам памяти тысяч незнакомых людей. Загадочным «путешественником во времени» оказался постоянный автор Backwoods Home Magazine Джон Сильвейра, работающий там более десяти лет и пишущий в него до сих пор.
Колин Треворроу был весьма заинтригован сценарием своего друга, а когда раскрылась личность автора реального объявления, Треворроу поспешил связаться с ним, лучше понять этого человека и создать достоверный образ на экране. Однако Сильвейра решительно отказывался сотрудничать. Режиссёр предпринимал всё новые и новые попытки, но ответом по-прежнему было «нет». Треворроу не сдавался, и раз за разом объяснял Джону, что не собирается смеяться над ним или выставлять в плохом свете. Постепенно он начал завоёвывать доверие Сильвейры, на что у него, в итоге, ушло около года, и их сотрудничество оказалось весьма продуктивным – Джон даже появился в одном из эпизодов фильма.
На самом деле объявление Сильвейры было шуткой, позаимствованной из романа, который он тогда писал, и опубликованной лишь из-за недостатка анекдотов в журнале. Но в то же время оно перекликается с другим посланием – желанием найти вторую половинку, которую он так и не нашёл, и Треворроу, которому Сильвейра полностью доверился, смог достойно обыграть это в своей картине.
Однако Джон Сильвейра был не единственной личностью, вдохновившей авторов на создание картины – в голове Дерека Коннолли идея сложилась полностью, когда он увидел комедийную актрису Обри Плазу в фильме «Приколисты». Роль Дарьи писалась специально для неё, а Треворроу только поддержал своего друга в симпатии к этой девушке. Режиссёр говорит, что она «не всегда получала возможность показать свою сногсшибательную красоту», и считает, что до него ещё никто не снял Обри так хорошо, как она могла бы выглядеть, никто достойно не показал ни притягательность её внешности, ни её актёрский талант.
Сама Плаза ответила авторам картины взаимностью: «Я была польщена, что сценарий написан для меня, и была рада, что он хорош, потому что было бы обидно, если бы он [Конноли] написал фильм, думая обо мне, а он бы оказался ужасным». Актрисе очень понравилась метаморфоза, которую проходит её персонаж – от апатичного скептика-стажёра маленькой сиэтлской газеты до человека, помогающего зрителю поверить в нечто большее, чем логика, отбросив свой рационализм. Не остался равнодушным к Плазе и исполнитель главной мужской роли Марк Дюпласс, который, впрочем, с позиции своего многолетнего актёрского опыта, имел относительно неё некоторые сомнения: «Мне нравится Плаза. Но я был скептично настроен к тому, сможет ли она сыграть эмоции, ведь до этого я видел только, как она делала невозмутимое лицо». Однако уже после первых дней съёмок все его сомнения развеялись, и в итоге актёр признал, что Обри смогла взять новую высоту и выйти из своего привычного образа.
Сам Дюпласс изначально появился на проекте в качестве продюсера, но вскоре занял позицию лидирующего актёра, увидев в этой роли возможность попробовать что-то новое и для себя. Марк восхищается своим персонажем Кеннетом: «Боже, как бы я хотел быть более похожим на Кеннета. Правда. В том, как он смотрит на мир и как он любит. Я гораздо более циничный, более пресытившийся». Актёр нашёл интересным для себя сыграть такого чистого, наивного человека в мире скептиков современной Америки.
Но изобразить характер, настолько отличный от своего собственного и вообще мужских образов в современном независимом кино, было не единственной сложной задачей актёра – от него потребовалось и специфическое умение игры на цитре. Впрочем, Дюпласс справился с этим с лёгкостью, а заодно и выяснил, что цитра в обращении ничуть не сложнее, а даже гораздо проще обычной гитары. Актёр вообще на короткой ноге с музыкой – он учился на композитора, но всё же самой большой его любовью остаётся кино. Когда один из журналистов задал вполне ожидаемый вопрос о том, куда Дюпласс хотел бы попасть, будь у него машина времени, тот ответил, что хотел бы позависать с Джоном Кассаветисом, Джиной Роулендс и Питером Фальком, чьи работы актёр считает «началом независимого духа».
Мотивы Кеннета – не единственное, что авторы фильма позаимствовали из реальной жизни. Уроженец жаркой Калифонии Треворроу и резидент ничуть не более холодной Флориды Конолли изначально планировали снимать фильм в Северной Каролине, но в итоге перенесли съёмки в дождливый Сиэтл, родной город Сильвейры, в котором до сих пор существует тот самый почтовый ящик, принимающий отклики от тысяч желающих отправится в путешествие во времени. Поблизости они нашли небольшой и практически нежилой городок с заброшенными рыбными ресторанами и пустующими пляжами. Там им удалось вволю поснимать и создать на площадке непринуждённую атмосферу, которой бы только помешали любопытные глаза.
Место действия – не единственное, что изменилось относительно начального плана. Существует ещё один момент, который был решён буквально в последние минуты, и который заставил одних влюбиться в фильм, а других решительно его отвергнуть или остаться равнодушными. Это концовка, отрицающая все рационалистические версии, которые выстраиваются в голове зрителя во время просмотра. Существовало несколько альтернативных финалов, но когда авторам сообщили, что картина попадает в программу кинофестиваля «Санденс», они определились с окончательным вариантом, который, к тому же, поддержали на фестивале.
«Безопасность не гарантируется» не получила гран-при как лучший драматический фильм, но была тепло принята зрителями и критиками, а Колин Треворроу уже получил предложение снять ремейк фантастического фильма восьмидесятых «Полёт навигатора». Это позволит ему перестать заниматься работой сценариста, которую он выполнял последние годы и не чувствовал «своей», и вновь сесть в режиссёрское кресло, гораздо более комфортное для него.