Мирской священник из Англии Томас Монро (Гай Пирс) прибывает в Новую Зеландию в небольшое поселение Эпворт, чтобы возглавить местную паству. Его попутчики торгуют с коренными жителями островов Тасманова моря, обменивая провизию и древесину на огнестрельное оружие. По пути в Эпворт Монро спасает девушку по имени Рангимай (Тиореоре Нгатаи-Мельбурн), дочь вождя Майануи. Это судьбоносное решение обрекает героя на участь стать невольным участником разборок между двумя враждующими племенами маори.

«На краю земли» – новый фильм Ли Тамахори, режиссёра, с которым в наших краях в большей степени знакомы по триллеру о выживании «На грани» с Энтони Хопкинсом и по одной из частей бондианы эпохи Пирса Броснана – «Умри, но не сейчас». В то же время он один из самых известных творцов современного новозеландского кино, который, сам будучи представителем коренного этноса, снимает о судьбах простых маори.

В своём полнометражном дебюте «Когда-то были воинами», за который Тамахори в своё время получил венецианского «Золотого льва», он задавался вопросом, удалось ли маори сохранить в себе что-то от предков, или же последним отличительным знаком являются характерные татуировки на их лицах. Одним из факторов размывания идентичности Тамахори видел в урбанизации, активном, нередко насильственном и безальтернативном переселении в крупные города людей, чьи верования и культура тесно связаны с природой. В другой своей картине, «Патриарх», он также обращался через призму семейной мелодрамы к проблематике сохранения национального самосознания.

В новой работе Тамахори переносит зрителя в первую половину девятнадцатого века, когда европейцы только осваивали новые земли. Что интересно, за основу истории он взял по нынешним меркам устаревший, практически киплинговский сюжетный троп о «похождениях белого человека в стране дикарей». Правда, Томас Монро в исполнении Гая Пирса – весьма прогрессивный даже по меркам тогдашних протестантов пастор. К примеру, находясь на судне торговцев, он зачитывается Адамом Смитом, а по прибытии в Эпворт разрешает маори посещать церковь. Это вызывает раздражение у местной администрации, считающей, что «поклоняющимся листочкам и деревьям» нет места в обители божьей.

Впрочем, не только переселенцы не принимают коренных островитян, но и сами маори не горят желанием ринуться в объятия интернациональной дружбы. Они называют понаехавших словом «пакеха» и не доверяют им. Тем не менее, племена до такой степени поглощены междоусобной враждой, что попросту не замечают, как их родные земли постепенно колонизируются европейцами, которым как раз выгодно кровопролитие.

Продавая мушкеты враждующим меж собой маори, торговцы из Старого света не только обогащаются, но и способствуют сокращению численности коренного этноса. Это понимает лишь Монро, который, апеллируя к христианской добродетели и руководствуясь чувством вины за грехи, совершённые им в качестве солдата королевской армии, решает помирить вождей Майануи и Акатареву. Именно через прошлое персонажа Гая Пирса, о котором зритель узнаёт из бесподобно сыгранного актёром исповедального монолога в третьем акте, раскрывается главный посыл «На краю земли»: европейцы только притворялись цивилизованными, а на деле были такими же безжалостными дикарями.

Благо, фильм не скатывается к такой обветшалой банальщине, как белый спаситель помогает аборигенам понять очевидные вещи. Маори в решении конфликтов всё же полагаются на национальные традиции, особенности менталитета и, наконец, на грубую силу, нежели на слова проповедника из Старого Света. К тому же, из увиденного не до конца ясна позиция Тамахори по христианству как мягкой силе колонизации, хотя начальные титры, возвещающие о том, что иноземцы привезли с собой мушкеты и религию, как раз подталкивают к подобному выводу.

Финальная сцена, где островитяне заявляют британской делегации, что пошлины и акцизы не распространяются на их земли, даёт ложную надежду, что маори удастся сдержать натиск «пакеха» и сохранить свой суверенитет. Однако в реальности всё было несколько иначе. Объединившись в конфедерацию, племена действительно предпринимали попытки выйти из-под юрисдикции британской короны, однако в 1840 году был подписан печально известный договор Вайтанги, предусматривающий отказ от борьбы за независимость взамен на равные права с поселенцами. Впрочем, в маорийской и английской версиях имелись значимые различия в формулировках, дискриминация на деле продолжалась, а сам документ лишь облегчил колонизацию Новой Зеландии.

Отдельно стоит отметить то, как выглядит в фильме Родина Тамахори: пейзажи далёкой и таинственной страны в объективе Вирджинии Лоан, ранее работавшей с Ли Тамахори над «Патриархом», захватывают дух. Да и национального колорита хоть отбавляй: всё не ограничивается татуировками на лицах!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here