Путь из инков – в туамотуанцы
Проведя год в отрыве от цивилизации (но зато с молодой женой) на острове Фату-Хива (юг Французской Полинезии), Тур Хейердал приехал в Нью-Йорк известить мир о своём открытии. Тогда все считали, что Полинезию заселили выходцы из Азии (плыть ближе), а Хейердал был убеждён, что первыми туда приплыли древние перуанцы – из Южной Америки через весь Тихий океан…
Научный мир о такой публикации ничего не хочет слышать: у древних перуанцев не было кораблей – одни плоты. Хейердалу в шутку предлагают самому переплыть Тихий океан на плоту. Тур ухватывается за эту идею – и вот уже из перуанского порта на буксире вытягивают плот «Кон-Тики», сделанный исключительно из доступных древним перуанцам материалов. Буксировка заканчивается у начала попутного течения – и плот с шестью храбрыми норвежцами оказывается перед лицом безбрежного океана, бурь, голодных акул и изматывающего стодневного плавания.
Этот фильм разрабатывался более десяти лет людьми, которые были лично знакомы с Туром Хейердалом. Первоначальный сценарий написан с учётом советов и комментариев самого Тура (он умер в 2002-м). Славный итог – красочная приключенческая картина, визуально сравнимая с «Жизнью Пи» и «Изгоем», и заслуженная номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
«Кон-Тики» – созерцательный, завораживающий фильм, способный вместе с тем потрепать нервы (сцены с кашалотом и акулами пригвождают к креслу). Первые полчаса из ста двадцати минут уделены развёртыванию интриги: Тур продвигает свою теорию заселения Полинезии из Южной Америки, ищет средства, строит с командой плот. Всё это преподносится вскользь, но довольно увлекательно – с хорошими шутками, красивейшими панорамными видами и экзотическими местами. При этом география и фильма, и реальной жизни Тура Хейердала обширна, как у миссий Джеймса Бонда, – он в самом деле был космополитом – человеком мира, и местом действия в его истории становится весь мир.
Плавание занимает всё оставшееся время фильма: напряжённое, изматывающее, полное опасных и трепетных моментов, ожидания, тревог, отчаяния и побед.
Многие сцены в «Кон-Тики» перекликаются с впечатляющей «Жизнью Пи» – и здесь они не менее поразительны. Летучая рыба, киты, фосфоресцирующие существа и планктон производят здесь, пожалуй, даже более сильное впечатление, потому что кажутся документально снятыми, а не компьютерными. То, что Хейердал и его оператор снимали документальный фильм на ручную чёрно-белую камеру, делает происходящее на экране ещё более близким и осязаемым – популярный ныне у кинематографистов приём «мокьюментари» в данном случае не пришлось выдумывать: реальная жизнь Хейердала интереснее выдумки. (Документальный фильм о плавании, кстати, выиграл «Оскар» в 1951 году.)
Но самыми захватывающими моментами фильма являются сцены с акулами – вот где за путешественников испытываешь настоящий страх, и при виде утлого плота, вокруг которого вода бурлит от акул, становится не по себе.
К сожалению, зрелищная сторона картины намного превосходит драматическую. Режиссёры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, создавшие мощный фильм про норвежских партизан «Макс Манус: Человек войны», здесь, видно, хотели снять путешествие «Кон-Тики» с документальной точностью. Этический аспект понятен: последний из участников плавания умер недавно (в 2009-м), и вся история свежа в памяти родственников и близких. Но пострадал аспект кинематографический: по части отношений между героями сценарий так стерилен и фрагментарен, что некоторые из шестерых путешественников даже не успевают запомниться к концу фильма. Между людьми на плоту не происходит, по сути, ни одной ссоры, и единственным конфликтом в «Кон-Тики» оказывается драматическое противостояние людей с природой – величественным Тихим океаном, его штормами и хищными обитателями.
А между тем, вся «команда» плота играет замечательно. Сам Хейердал в фильме напоминает глянцевую версию Райана Гослинга (его исполнил норвежский актёр Пол Сверре Валхейм Хаген). Есть ещё красавчик-радист, герой войны Турстейн (Якоб Офтебро) и бывший продавец холодильников, смело пошедший с Хейердалом – Герман Ватцингер (Андерс Баасмо Кристиансен). Ну и остальные. Они очень выразительны, но, к сожалению, их герои не раскрыты: радист, к примеру, за весь фильм произносит с десяток фраз и ничем не запоминается – передаёт себе сообщения, курит сигаретки, и всё.
Авторы «Кон-Тики» пробуют компенсировать сюжетную простоту, отсутствие внятных героев и конфликтов искусной кинематографической игрой – и им почти удаётся. Фильм так здорово снят, что смотреть его отнюдь не скучно. Моменты любования красотами Земли (неба, океана) сменяются напряжёнными сценами схваток с кашалотом, со штормом, с акулами. Между делом показано множество деталей плавания «Кон-Тики»: например, одним из научных результатов путешествия стало доказательство невозможности долго хранить кокосовые орехи при постоянной высокой влажности, – здесь это отражено, хоть и невзначай. Да и про само плавание многим зрителям, которым имя Хейердала едва знакомо, фильм дарит возможность многое узнать и буквально погрузиться в него.
Однако единственное, что оставляет после себя картина – запечатлевшиеся в памяти виды: зелёный остров, лазурная вода, синий простор, плеск солнца в тёплых волнах и одинокий плот с путешественниками посреди. В «Кон-Тики» есть грандиозный панорамный полёт камеры от плота в океане – за облака, в космос на земную орбиту, и оттуда – обратно, мимо облаков к дрейфующему плоту. Весь фильм воспринимается точно так же: дыхание захватило – а душу нет.
Вердикт: Захватывающая и красочная картина, визуально сравнимая с «Жизнью Пи» и «Изгоем», которая даёт почувствовать себя на плоту с Туром Хейердалом в плавании через Тихий океан. Созерцательно, атмосферно – но чересчур стерильно.
9 |
5 |
3 |
В прокате с 18 апреля