Через тернии к звёздам

Опытный баскетбольный скаут Стэнли Шугерман находит в Испании талантливого игрока-любителя Бо Круза. Вознамерившись сделать его профессионалом, Шугерман начинает сотрудничество со спортсменом. Но попасть в команду NBA крайне сложно.

Спортивные фильмы – отдельный поджанр кинематографа. Его известные представители – «Бильярдист», «Рокки», «Несносные медведи», «Бешеный бык», «Белые люди не умеют прыгать», «Каждое воскресенье», «Рестлер» – представляют интерес не только для любителей бильярда, бокса, бейсбола, баскетбола, американского футбола, рестлинга и других видов спорта, но также отлично знакомы массовому зрителю.

Сюжетно эти картины похожи друг на друга. В центре их историй – герой или группа героев, которые испытывают существенные трудности в достижении поставленной перед ними цели: терпят фатальную, ставящую под угрозу их дальнейшую карьеру неудачу, встречают на своём пути серьёзного соперника, оказываются не готовы к конкурентной борьбе и разочаровываются в себе, получают серьёзную травму и начинают длительный процесс восстановления, на фоне проблем в личной жизни теряют былую хватку и пытаются вернуть себе прежнее имя.

Словом, протагонист в спортивном фильме использует известное изречение «Per aspera ad astra» в качестве основного лозунга, главной идеи. Преодолевая препятствия, герой демонстрирует несгибаемый характер и волю к победе. Собственно, сам спорт в таких фильмах может даже отходить на второй план – в первую очередь создатели концентрируются на интересной истории, на ось которой нанизана спортивная составляющая.

Новая лента автора обаятельной инди-драмы «Мы, животные» Джеремайи Сагара «Прорваться в НБА» (в оригинале – труднопереводимое на русский язык Hustle) рассказывает историю скаута баскетбольной команды NBA «Филадельфия Севенти Сиксерс» Стэнли Шугермана (Адам Сэндлер).

Драматургически постановка опирается на классические приёмы построения сюжета. Находящийся во время рабочей командировки в Испании скаут случайным образом знакомится с уличным баскетболистом Бо Крузом (профессиональный игрок NBA Хуан Эрнангомес), впечатляется его уровнем игры и уговаривает отправиться вместе с ним в Соединённые Штаты. Но лёгкой дороги к славе не получается – на их пути встаёт новый своенравный владелец команды Винс Меррик (Бен Фостер), который недолюбливает Шугермана и считает, что Круз не способен играть в лиге.

«Прорваться в НБА» увлекает не затёртым до дыр сюжетом «из грязи в князи», в котором, однако, находится место взаимоотношениям отцов и детей, а также трагикомической истории о кротком «ботанике», – постановка очаровывает красивой картинкой, отлично поставленными сценами действия, проработанностью всех деталей и атмосферой волшебной сказки.

Эпизоды баскетбольных баталий (иначе назвать происходящее на экране невозможно) впечатляют. Сагар и продюсеры ленты, в числе которых оказалась суперзвезда NBA, действующий игрок лиги Леброн Джеймс, нашли золотую середину, показав современный баскетбол, с одной стороны, зрелищно, с другой – правдоподобно.

Спортсмены в картине «помнят» о законах гравитации, не увлекаются дриблингом ради дриблинга и в целом используют разнообразные приёмы на площадке, лишь когда это по-настоящему необходимо.

Благодаря быстрому монтажу и удачной операторской работе Зака Маллигана (сериал «Чужак») игры смотрятся динамично.

Добавляют происходящему драйва привлечённые к съёмкам бывшие и действующие профессиональные баскетболисты.

Так, в фильме, помимо Эрнангомеса, засветились: Бобан Марьянович («Даллас Маверикс»), Сет Карри и Матисс Тайбулл (оба – «Филадельфия Севенти Сиксерс»), Аарон Гордон («Денвер Наггетс»), Энтони Эдвардс («Миннесота Тимбервулвз»), Кайл Лаури («Майами Хит»), Крис Миддлтон («Милуоки Бакс»), Аллен Айверсон (бывший защитник «Филадельфии»), Трэй Янг («Атланта Хокс»), Гленн «Док» Риверс (главный тренер «Филадельфии»), а также бывшие игроки Марк Джексон и Кенни Смит.

Поклонникам баскетбола, безусловно, будет приятно увидеть столько знакомых лиц в кадре. Спортсмены отлично проявляют себя как в привычной для себя ипостаси, так и в качестве актёров. Благодаря хорошо прописанным шуткам, некоторые из которых, впрочем, будут понятны лишь ортодоксальным баскетбольным фанатам, эпизоды с их участием оставляют приятное послевкусие.

Конечно, недостаток актёрского мастерства Хуана Эрнангомеса бросается в глаза. Но персонаж испанского баскетболиста был прописан с учётом того, что его будет играть непрофессиональный актёр. Поэтому пара Сэндлер-Эрнангомес выглядит вполне органично: не самый уверенный перформанс испанского спортсмена удачно коррелирует с экономной игрой Сэндлера.

Адам Сэндлер вновь, как и в относительно недавних «Неогранённых алмазах», выдаёт впечатляющее выступление и, похоже, всё больше утверждается в качестве драматического актёра. Его Шугерман заметно отличается от Говарда Ратнера из ленты братьев Сафди. Скаут «Филадельфии» – честный, трудолюбивый, искренний, но немного наивный и скромный мужчина.

Чтобы раскрыться, ему необходим внутренне сильный и уверенный в себе товарищ. Именно таким и оказывается Бо Круз. Тот в свою очередь получает преимущества от общения с сотрудником клуба NBA – взаимоотношения с Шугерманом позволяют баскетболисту умерить пыл и взять под контроль льющуюся через край энергию.

Чтобы насладиться фильмом, необязательно знать, какой обузой для «Лейкерс» стал многомиллионный контракт Расселла Уэстбрука, почему степбэки Джеймса Хардена – это не пробежка, или как построивший династию «Голден Стэйт» побеждает при помощи быстрого движения мяча.

«Прорваться в НБА» – это полная спортивных клише, но динамичная и зрелищная лента об одержимости мечтой, искренней мужской дружбе и вере в себя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here