Накануне президентских выборов в руки к двум корреспондентам The Washington Post попадают материалы, способные бросить тень на администрацию президента Никсона. Надеясь докопаться до правды, газетчики лезут из кожи вон: не спят ночами, разыскивают свидетелей и идут на прямой конфликт с начальством. Но совсем скоро оказывается, что рутинные обязанности в ходе следствия – далеко не самое худшее, что может случиться с мужчинами. На горизонте появляются новые участники, и теперь от успеха всего мероприятия зависят жизни репортёров.
Основанный на документальной книге журналистов Карла Бернстайна и Боба Вудворта, занимавшихся расследованием знаменитого Уотергейтского скандала (1972-1974), художественный фильм Алана Дж. Пакулы «Вся президентская рать» вызвал множество пересудов в американском обществе, удостоился четырёх наград премии «Оскар» и показал, что СМИ – одни из видных игроков на политической карте мира, с мнением которых надо считаться. А для исполнителей главных ролей – тех самых Бернстайна и Вудворта – Дастин Хоффман и Роберт Редфорд стали очередной ступенью вверх, пусть к тому времени оба уже были уважаемыми состоявшимися лицедеями.
Права на экранизацию очерка в 1974 году купил сам Редфорд. Цена покупки составила 450 тысяч долларов. Производственный бюджет картины планировалось установить на отметке 5 миллионов. В качестве автора сценария продюсеры наняли Уильяма Голдмена («Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Сердца в Атлантиде»). Именно ему и принадлежит идея проигнорировать вторую половину книги. Первый вариант текста был представлен драматургом в августе того же года, но он не устроил ни Редфорда, ни Вудворта и Бернстайна. В отличие от литературного труда представителей массмедиа, скрипт охватывал только первые семь месяцев конфликта. Правки в материал внесла подруга Карла писательница Нора Эфрон. Позже Голдмен назвал этот поступок предательством. Но и новая версия сценария не удовлетворила Роберта Редфорда. Когда к проекту подключился Пакула, Голдмен умерил пыл и вместе с актёром и журналистами внёс очередные правки в сценарный текст фильма.
Начался этап пре-продакшена. Хоффман и Редфорд провели многочасовые исследования, касающиеся трудовых журналистских будней, а студия Warner Bros. для большей достоверности потратила значительные суммы, чтобы воссоздать интерьеры The Washington Post. Специально для этого были созданы точные копии столов, стульев, телефонных книг и даже мусорных корзин, которые находились в офисе газеты. Основной съёмочный процесс стартовал 12 мая 1975 года в Вашингтоне, округ Колумбия.
После выхода в свет фильм получил всеобщее признание: зрители проголосовали долларом, критики – словом, киноакадемики – премиями. Авторитетное издательство Entertainment Weekly внесло ленту Пакулы в свой список «25 самых сильных политических триллеров». Интересно, что релиз «Всей президентской рати» на видеоносителях состоялся только в 1980 году.
Удивительно, но авторам удалось сделать из знакомой подавляющему большинству людей истории захватывающий, почти детективный сюжет. Действие, хоть и развивается предельно медленно – Вудворт и Бернстайн проводят его за чередой бесконечных интервью и разговоров, – зачаровывает. Интересные находки режиссёра (обратите внимание, например, на вступительные титры) вкупе с отточенным сценарием и мощными актёрскими работами превращают утомительный на первый взгляд фильм в увлекательный триллер. Местным орудием убийства здесь выступает слово, исполнителями – всё те же люди. В данном контексте ими являются вышеупомянутые репортёры. Именно к ним и приковано внимание камеры. Именно они выступают в роли вершителей судеб, они – те, кто несёт в дома людей свет. Современные Прометеи против нечистых на руку богов – парламентёров Белого дома.
Главные герои ратуют не за политический плюрализм, но за справедливость – одно из самых спорных понятий в жизни. Но ими движут не только высоконравственные побуждения, но и всепоглощающая страсть к своей профессии. Именно такая, с которой делает свою работу Алан Пакула, методично, миллиметр за миллиметром реконструируя хронологию событий, не упуская ни одной важной детали, добавляя в густое варево из паранойи, загадок и благоговейного трепета щепотку собственных наработок – всё-таки постановочного опыта у американца было с запасом. Перед лентой о грандиозном политическом скандале постановщик снял «Клют» и «Заговор “Параллакс”» – атмосферные триллеры, продемонстрировавшие умения уроженца Большого яблока. Во «Всей президентской рати» встречаются реминисценции из этих ранних произведений Пакулы, но они совершенно не режут глаз, напротив – фактически здесь они доведены до совершенства.
Фильм можно воспринимать не только в качестве напряжённого политического триллера, но и как отличный мастер-класс для работников СМИ вообще и искусства интервьюирования в частности. Некоторые сцены с участием ведущих актёров – особенно в редакции газеты – поистине впечатляют! А название полотна, восходящее к творчеству Льюиса Кэрролла, говорит нам о старой, как мир, истине: политика – дело грязное. Ключевые исполнители высших органов власти априори недееспособны, но не вследствие своих корыстных замыслов, а по причине порочности самой системы. Равно как власть не терпит слабых, также она и не обращает внимания и на человека добродетельного, самоотверженного. Им не место в чётко выстроенной иерархической пирамидальной структуре.
Интересно, что при всей своей смелости лента старается не делить участников печально известной истории на правых и виноватых. Самому Ричарду Никсону фильм уделяет минимум внимания. Больше всего достаётся сенаторам, а вот в исполнительную власть камни по традиции не летят. Вряд ли рассуждения об ангажированности президента отняли бы у картины пару лишних баллов, но не отметить непоследовательность в действиях Пакулы нельзя.
Кроме заслуживших овации Роберта Редфорда и Дастина Хоффмана стоит отметить Джейсона Робардса («Джулия», «Филадельфия»), получившего за свою работу премию «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Одиозный Бен Брэдли – главный редактор столичной газеты – в его исполнении создаёт атмосферу лишь парой брошенных в запале фраз да острым пронзающим взглядом, способным испепелить любого на месте.
Впрочем, нельзя не допустить, что для неподготовленного современного зрителя просмотр ленты может стать настоящим испытанием. Не говоря уже о том, что сама история для нашей страны и нашего времени выглядит баснословно фантастической, темп повествования выдержат далеко не все. Глубинный, скрупулёзный семантический анализ по большей части чужд молодому поколению людей, воспитанных на лихих, но прямолинейных кинокомиксах и фривольных мелодраматических комедийных кинозарисовках. Работа Пакулы требует выдержки. Но терпеливой публике воздастся, и она станет свидетелем отполированной до блеска, возможно, чуть вычурной, но всё же увлекательной истории расследования Уотергейта.