Энтони Мингелла, режиссёр «Английского пациента», обладатель награды киноакадемии в номинации «Лучший фильм», предложил своё уникальное видение романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». В фильме снялись Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Джуд Ло, Кейт Бланшетт и Филип Симур Хоффман.

Режиссёра привлекли идея смены личности и главный персонаж, один из наиболее сложных и многогранных героев в кино и литературе. Экранизацию романа Хайсмит он представлял себе как нуар вперемешку с триллером. «Я прочитал книгу и подумал: “мне она нравится, мне нравится этот герой”, – говорит Энтони Мингелла. – А в процессе работы над сценарием я понял, насколько книга поразительная, и нашёл в ней кое-что личное. Я вырос на маленьком острове, я сын эмигрантов, у меня всегда было чувство, что я нахожусь в мире, которому не принадлежу. И думаю, что и у Рипли было нечто похожее: это история героя, прижавшегося носом к стеклу, а за ним – мир, с которым у него ничего общего».

Талантливый мистер Рипли

«Талантливый мистер Рипли» в большей мере рассказывает о личности, вашем отношении к самому себе и стремлении быть кем-то другим. В начале главный герой, Том Рипли, живёт в одиночестве, в довольно плохих условиях. Однажды, чтобы поиграть на пианино на одной вечеринке, он одалживает пиджак с логотипом Универститета Принстона, после чего его начинают принимать за выпускника этого заведения. Но вместо того чтобы сказать правду, Том предпочитает солгать, выдав себя за другого. Но тогда его просят об услуге. Богатый отец семейства хочет, чтобы Рипли съездил в Италию и вернул его заблудшего сына, Дики Гринлифа, также выпускника Принстона. И так как все расходы будут оплачены, Рипли соглашается.

В это время Дики Гринлиф пытается сбежать из-под жёсткой опёки отца. При встрече с Рипли он ведёт себя грубовато, невежливо, осторожно, видя в Томе очередного американца, вторгающегося в рай на итальянской земле, куда он и сбежал от этих самых американцев. Но в то же время Дики заинтригован этим парнем, и у него вспыхивают воспоминания о прошлой жизни.

Талантливый мистер Рипли

Роскошная жизнь Дики очаровывает Тома. Дики – именно тот, кем он мечтал быть всю жизнь. Дики нравится быть в центре внимания, и то, что Том искренне восхищается им, для него в порядке вещей, ведь все им восхищаются. Дики и Том довольно быстро становятся хорошими друзьями…

Для режиссёра Энтони Мингеллы самой большой проблемой было найти актёра на роль Тома Рипли. Он твёрдо решил, что не приступит к съёмкам, пока не отыщет человека, который его действительно удивит. Изначально Мингелла посматривал в сторону Тома Круза, но после того как увидел «Умницу Уилла Хантинга», понял, что Мэтт Дэймон – именно тот, кого он искал. Самому актёру понравился сценарий, и он быстро нашёл с режиссёром общий язык.

Находясь в поисках Дики Гринлифа, постановщик действовал нетрадиционно, взяв на роль не американца, которые, по словам Мингеллы, были слишком современные и уличные, а британца Джуда Ло. Мингелла был уверен в своём выборе: Дики – фигура харизматичная, а Джуд Ло, несомненно, обладает этим качеством, и если бы кто-либо и желал выдать себя за другую личность, человек с внешностью Джуда Ло был бы отличным выбором.

Талантливый мистер Рипли

Гвинет Пэлтроу была одной из первых, кого режиссёр утвердил на роль Марджи, невесты Дики. По словам Мингеллы, она из тех актрис, кого можно назвать оригинальной: нет никого, кто был бы похож на неё, и когда она на экране, ты счастлив быть в её компании. Это качество настоящих звёзд.

Сюжет «Талантливого мистера Рипли» направлен против богатого сословия Италии конца 50-х годов. Этот период известен как «Бум одиннадцати» – время перемен, – и поэтому режиссёр пытался снять этот фильм как бы по следам Второй мировой. Затем приходит новый виток истории – с мотороллерами, новой одеждой, модой, стилем, появлением большого количества людей с деньгами. Всё это показалось режиссёру очень богатой основой для постановки фильма. Часть своего понимания о жизни Италии в 50-х режиссёр основывал на итальянском кинематографе того времени, а именно на фильмах Феллини, Висконти, Росселлини, пытаясь отчасти воссоздать чувства и настроения, которые были в них заложены.

Чтобы создать живую картину и ощущение Италии, создатели провели несколько месяцев, снимая по всей стране – в том числе Венеции, Риме, прибрежных городах. «Талантливый мистер Рипли» получился своего рода гимном Италии. Италию даже можно назвать одним из его персонажей.

Талантливый мистер Рипли

Вдобавок к тому, что Энтони Мингелла воссоздал эпоху 50-х, он ещё позаботился и о соответствующем музыкальном сопровождении. В фильме очень много джазовой музыки того времени, и режиссёр часто по этому поводу шутит: «Фильм – это сплав мюзикла и триллера».

Талантливый мистер РиплиПо мере того, как растёт дружба Рипли и Дики, главного героя начинает затягивать праздный образ жизни. Рипли был человеком, который жил без роскоши, и вдруг, по мановению судьбы, получил жизнь и привилегии другого человека. Всё вокруг него – вещи, деньги, даже чувства – во всех отношениях привилегированные. Он забывает про обещание, данное отцу Дики, и с головой погружается в новую жизнь.

Но дружбе Рипли и Дики начинает угрожать прибытие другого американца, Фрэдди Майлза, персонажа Филипа Симура Хоффмана. У него классическое образование, но, по сути дела, он – обычный весельчак и такой же бездельник как и Дики, который для него – хороший приятель.

Талантливый мистер РиплиОднако общество Фрэдди не нужно Тому, скорее наоборот: оно для него – угроза, ведь Рипли не может конкурировать с Фрэдди. Персонаж Симура Хоффмана с первых же минут начинает пристально наблюдать за Рипли и догадывается, что он не тот, за кого себя выдаёт. Фрэдди начинает изводить Рипли, маринуя его в собственной лжи.

Приезд Фрэдди отражается и на мнении Дики о Рипли. Дики теряет интерес к дружбе с Томом и хочет отделаться от него. Однако мысль о возращении в Нью-Йорк, где у него ничего нет, для Рипли так ужасна, что он решает, что пойдёт на всё, лишь бы остаться в этом новом мире…

Как только Дики исчезает с экрана, Рипли «надевает его маску», одежду, берёт его имя. Кажется, что Рипли пытается стать таким Дики, которым он хотел бы его видеть. Это Дики со вкусом и желаниями Рипли. Мы видим Рипли в обоих ракурсах, в обеих ролях – и в этом весь шарм фильма – наблюдать за тем, как он ведёт себя.

Режиссёр хотел, чтобы у Рипли, после его трансформации в Дики, было что-то вроде собственного эквивалента Марджи, и в этот момент он подумал об актрисе Кейт Бланшетт. Изначально роль Мэридит была совсем маленькой, но как только актриса дала согласие, роль значительно расширили. Кейт Бланшетт восхитительна, её томность, протяжность голоса по-настоящему завораживают.

Талантливый мистер Рипли

Апогеем съёмок была работа по созданию оттенков характеров каждого героя. Режиссёр давал актёрам импровизировать, но в то же время чётко знал, чего хочет. Мингелла работал с полной отдачей, снимая «Талантливого мистера Рипли», как и все свои картины, по нескольку лет (над этим фильмом он работал 3 года), всегда пытаясь найти что-то для него близкое, прожить эти годы вместе со своими героями, поменяться с ними местами, ролями, жизнями.

Как только полиция начинает обращать своё внимание на Рипли, подозрения начинают расти и у Марджи: она не верит в то, что Дики мог покончить с собой, и поведение Тома Рипли начинает тревожить её всё больше и больше…

И Том Рипли, принявший решение прожить жизнь Дики, поддерживать эту фикцию, становится похож на суетливого зверя, пытающегося выйти из лабиринта обмана, который сам же и построил. Он начинает быстро соображать и ему всегда удаётся ускользнуть от своих преследователей. Талант Тома Рипли в том, что он всегда может просчитать вероятности на ходу, развернуть перед собой целые истории, как волшебник, но это и является его проклятием.

Талантливый мистер Рипли

Самой главной задачей Мэтта Дэймона было показать героя, которому трудно сочувствовать, но при этом он должен был вызывать симпатию. Основной же задачей Мингеллы было постараться найти способ гуманизировать Тома Рипли, чтобы зрители, которые видят его в каждой сцене, могли пережить вместе с ним все радости и невзгоды. Это очень запутанный и странный герой, и, тем не менее, вы всё же переживаете за него. Он делает плохие вещи, но вы не хотите, чтобы его поймали. И вы всё время думаете, как долго он ещё может избегать людей, которые знают, что он не тот, за кого себя выдаёт.

В Голливуде существует странное моральное требование: хорошие парни должны победить, а плохих должны поймать. Но кто какой Том Рипли: герой или злодей? Мораль фильма – ищи счастье в себе, а не в других, и не жди ответов от других. Не пытайся быть кем-то, кем ты не являешься – это плохо для твоей души и твоей жизни. Людям нужно принимать себя, любить себя, и быть теми, кто они есть. И тогда мы действительно сможем дорасти до осознания настоящего счастья.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here