Город грехов
Наряд от кутюр во время смены лампочки или повседневного похода в магазин – грубый фарс, обнажающий всю подноготную «прекрасного» общества. Лживые улыбки и наигранная радость, сплетни за спиной и осуждающие взгляды. Традиционно яркое и с примесью безумства австралийское кино, незаслуженно прошедшее мимо российского проката, – «Портниха» Джослин Мурхаус.
«Я вернулась, ублюдки», – 25 лет в разлуке и первые слова, произнесённые в родном Дунгатаре. Ещё в детстве главную героиню, Миртл «Тилли» Даннэдж (Кейт Уинслет), выслали из города по обвинению в убийстве одноклассника. Что происходило с ней на протяжении этого срока практически целиком и полностью остаётся за кадром, однако возвращается героиня вроде бы даже и не ради мести, а к обезумевшей матери, которая далеко не сразу признаёт дочку.
На экране разворачивается прекрасная аллегория фамусовского общества из «Горе от ума». Подобно Чацкому, главная героиня выступает своеобразным катализатором событий, не присущих ранее Дунгатару, и точно так же считает себя лучше местных жителей. Но, в отличие от героя Грибоедова, Тилли делает попытки влиться в окружение, впрочем, не совсем успешные. Жительницы готовы вступить с ней в диалог лишь пока та шьёт им шикарные платья, а из мужчин только местный коп (любитель нарядиться в перья, юбки и обернуться в дорогие ткани, конечно, тайно) выражает хоть какую-то радость её приезду. Да местный красавчик, вроде бы самый обычный трудяга с полей. И подобно Чацкому, кричащему: «Карету мне, карету!», Тилли не менее эпатажно покидает родные пенаты, и точно так же мы и понятия не имеем, куда и зачем она отправляется.
Знакомая многим, по крайней мере, отечественным зрителям история, при всём положительном пестрит зияющими дырами в сценарии. Из-за чего Тилли постоянно говорит о том, что она проклята? Почему, когда девочку выслали из города, мать не поехала с ней? А потом ещё и 25 лет они не поддерживали никакой связи? Романтическая линия возникает просто потому, что необходима для развития сюжета, а единственное положительное, что есть в городе – это, ну конечно, тот самый любовный интерес героини.
По сути, мы видим невероятный гротеск всего плохого, что только есть в жителях городка. Доктор не даёт болеутоляющее пациентке, ведь она всё равно помрёт к утру; мэр поит жену снотворным и насилует по ночам, при этом постоянно изменяя; учитель в школе самоутверждается за счёт детей, а сами дети – сущие дьяволы, истинное отражение старшего поколения. Здесь царит безумие, но Джослин Мурхаус не драматизирует сверх меры, перед нами меткая сатира над человеческими слабостями, сдобренная отменной порцией иронии.
Однако главная тема картины доносится автором чуть ли не в лоб: порочное до самых корней общество не изменит один единственный пророк. Проблема, существующая ещё с библейских времён, по всей видимости, всегда будет актуальной в человеческом мире. Тем, кто знает и видел, проще промолчать и остаться безучастным – так и для себя безопаснее, да и удобнее это. Сколько подобных примеров знает история? И ведь недавний оскаровский триумфатор «В центре внимания» Тома МакКарти тоже об этом. Почему именно сейчас эта тема набирает актуальность? Кажется, кинематограф отчаянно выступает против молчания и бездействия, ложных имён и названий. Ведь если городской мэр – извращенец и гуляка, почему бы не сказать об этом вслух?
Несмотря на мрачный подтекст, визуально картина получилась очень яркой и привлекательной. На экране самый настоящий праздник жизни: много солнца (а если и ночь, то с бессчётным количеством звёзд), лоснящаяся от жары степь, ветхие, но остающиеся симпатичными домишки, великолепные наряды стиля нью-лук, танцы, свадьба, безумные персонажи. Дуэт Джослин Мурхаус и оператора Доналда МакЭлпайна (некогда поработавшего в таких же живых лурмановских «Мулен Руже» и «Ромео + Джульетте») вылился в очень атмосферное и запоминающееся кино.
«Мусор, небось, жгут. Много его там», – обращает внимание на клубы чёрного дыма над Дунгатаром проводник в поезде. Способен ли огонь очистить сердца людей, а прекрасные платья скрыть их тёмные стороны? Нет и нет. Рано или поздно пламя утихает, а на смену превратившемуся в золу приходят всё более отвратные пороки и всё более потрясающие наряды. А на пороге вновь всепоглощающее пламя. Замкнутый круг.
Вердикт: Здесь есть всё то, что мы обычно ждём от австралийского кино – немного комедии, чуть больше драмы, доля безумств и эмоций. Своеобразная история с довольно неожиданным сюжетными поворотами и великолепной Кейт Уинслет в главной роли.
7 |
6 |
6 |