Призраки под водой
Видеоблогеры Тина и Бен путешествуют по миру, снимая сюжеты о старых заброшенных зданиях. Решив впечатлить подписчиков, они приезжают в регион на юго-западе Франции, известный частыми наводнениями, и погружаются на дно озера, чтобы исследовать затопленный дом.
Французские хорроры – вещь изысканная, как французские блюда и вина. Говорить о развитой школе хоррора в этой стране не приходится, но периодически французы выпускают в свет интересные работы. У них даже привычные слэшеры или фильмы о домах с привидениями выходят с неповторимым французским оттенком. Деликатес для гурманов, не иначе.
Александр Бустильо и Жюльен Мори – кинематографисты со вкусом, особенно на насилие. Оно у них не столько отвратительное, сколько эстетское, в чём можно усмотреть влияние джалло, ведь друзья без ума от Дарио Ардженто. Самый показательный пример – их дебют «Внутри» (2007), полный как жестоких членовредительств, так и особой атмосферы и экзистенциального подтекста о крушении личного мира.
С тех пор режиссёры наснимали немало работ, удачных и не слишком, но чересчур низко планку не опускали. От этих двух друзей ждут не столько оригинального сюжета (в наши дни это едва ли возможно), сколько вот этого необычного сочетания – откровенного насилия, изысканной кинематографии и элегической атмосферы. Но авторы слишком сильно хотели попасть в Голливуд, оттого, начиная с новой части «Кожаного лица», стали постепенно заменять свой особый стиль на безликое голливудское ремесленничество.
«Подводный дом» они сняли на родине, но фильм вписывается в череду хорроров про блогеров, которые с недавних пор стали делать в Голливуде. Тема современная, авось и молодёжь с Youtube подтянется. Но, по сути, что мы тут не видели? Ещё в «Аде каннибалов» (1979) предки современных блогеров отправлялись в джунгли Амазонки искать каннибалов (надо ли говорить, что нашли?). И такие же блогеры поехали снимать документальное кино о демонах в сиквеле легендарного хоррора Ламберто Бавы «Демоны». Так что ни по форме Бустильо и Мори не выделились (в «Аде каннибалов» уже было смешение мокьюментари и вида от третьего лица), ни по содержанию.
Но не спешите запасаться помидорами – хоррор друзей-французов простенький, но со вкусом. Интрига выстроена неплохо, а скримеры удачно обыграны. Зритель, возможно, не проникнется клаустрофобной атмосферой затопленного дома, но тревогу по ходу просмотра испытает. Авторы, к тому же, раскрывают карты постепенно, так что ближе к финалу выясняется, что их новая работа не только про призраков, но и про оккультизм, что роднит её с американским страшным кино 1970-х, когда эта тема была особенно популярна.
А вот поклонников жести фильм может разочаровать – по сравнению с вдохновенной бойней их славного дебюта, тут решительно ничего нет. Режиссёры решили создать чистый саспенс, с модным ныне намёком на сиквел, хотя второй раз смотреть сюжет о погружении под воду новых смельчаков едва ли будет интересно.
Однако интерес к этой постановке может проявить Голливуд – хорроров о призраках под водой очень немного. Бустильо и Мори умеют удерживать внимание зрителя, но большого воображения в этот раз не проявили. Зато, возможно, сбудется, наконец, мечта постановщиков – их снова позовут снимать в США. Тем более что в Голливуде хоррормейкеров ныне осталось немного и ещё меньше тех, кто способен снимать захватывающие страшилки. Пусть два друга подрастеряли свой оригинальный французский стиль, но по-прежнему остаются профессионалами хоррора.