Новое царство
Homo sapiens на грани исчезновения. Вирус, уничтоживший большую часть населения земного шара, изменился – теперь он лишает людей способности мыслить, вербально общаться и превращает их в настоящих дикарей. Одновременно с этим военная фракция Альфа-Омега под руководством жёсткого полковника Маккаллоу (Вуди Харрельсон) ведёт ожесточённую войну с обезьянами, которых возглавляет Цезарь (Энди Серкис).
В третьей части новой франшизы (классические ленты, в основу которых лёг роман француза Пьера Буля, вышли на экраны в 1968-1975 годах) Мэтт Ривз развил идеи предшествующей постановки, которую также срежиссировал сам. Конфронтация между медленно слагающими свои полномочия хозяев планеты людьми и эволюционировавшими обезьянами приобрела в размерах, но невооружённым взглядом заметно, что намного больше режиссёра волнуют конфликты внутренние. Противоречия в душе Цезаря, мечущегося между долгом и чувствами, метания последователей Кобы (один из главных антагонистов в предыдущем фильме), вынужденных сражаться против своих сородичей, и неоднозначная личность Полковника явственно свидетельствуют об интересе создателей не только к форме, но и к содержанию.
С другой стороны, люди в истории представлены однозначными картонными варварами, слепо выполняющими приказы своего предводителя. Авторитет диктатора вкупе с установившимся военным временем, диктующем свои – особо жестокие – правила, не позволяют ставить под сомнение выбранную доктрину. Однако в картине нет даже намёка на проработку кого-либо из солдат Полковника – второстепенных героев. Оставшиеся в живых люди – наверняка не лучшая часть человечества, но о персонажах вроде Малкольма, который в «Революции» был сыгран Джейсоном Кларком, в триквеле можно только мечтать. За всех положительных героев от лица человечества отвечает девочка по имени Нова (Амайя Миллер). Обаятельная маленькая актриса является прообразом тех людей, которых мы могли видеть в оригинальной картине Франклина Дж. Шаффнера, а также служит сосредоточением зрительских симпатий. Вызывает сопереживание и всё обезьянье семейство, так как рассказ ведётся исключительно с их точки зрения.
Глубина персонажа, сыгранного Харрельсоном, открывается ближе к развязке. Нельзя сказать, что пояснения делают из Полковника шекспировского героя, но они расширяют злодейский образ Маккаллоу, превращая его из клишированного персонажа в более живого, понятного публике. Зато нет с этим проблем у обезьян – их характеры прописаны ярко; каждый не раз столкнётся с непростым выбором и непременно запомнится: это и новый герой – трагикомическая Плохая обезьяна в исполнении Стива Зана, и близкий товарищ Цезаря, харизматичный орангутанг Морис (актриса Карин Коновал), и верный соратник лидера обезьян, шимпанзе Ракета (Терри Нотари). Отдельно стоит выделить специалистов по CGI-графике (в частности, людей, занимавшихся технологией motion capture), за три года с момента релиза второго фильма совершивших качественный рывок вперёд. Обезьяны теперь выглядят ещё более натуралистично.
Схваток и боевых действий в ленте не так много. Но если учесть, что «Война» в её подзаголовке означает не только столкновение людей и животных, но и внутренние распри героев, то всё встанет на свои места. Финальное сражение логически выпочковывается из предыдущих событий и не кажется надуманным. Наполненная мрачными тонами картинка расцвечена выразительным саундтреком за авторством Майкла Джаккино (сериал «Остаться в живых», «Человек-паук: Возвращение домой»), а многочисленные разговорные эпизоды имеют важную повествовательную ценность и почти не заставляют заскучать (немного затянутым кажется лишь третий акт).
Если в предыдущей ленте сериала легко читался гуманистический посыл, то «Планета обезьян: Война», пестрящая отсылками к «Апокалипсису сегодня» Копполы, «Цельнометаллической оболочке» Кубрика, библейским мотивам и знаменитым работам Карла Юнга, не столь конкретна в каверзных вопросах войны и мира. Когда жернова войны уже запущены, а любимые отправились к праотцам, нет времени выбирать – пришло время действовать. Вооружившись этим нехитрым постулатом, герои истории Мэтта Ривза сталкиваются в кровопролитных сражениях, убивают, терпят тяжкие лишения, но всё же остаются людьми. Пусть даже порой это «всего лишь» обезьяны.