Чудовища внутри
Маленький городок Лохнафой на берегу знаменитого шотландского озера Лох-Несс – тихое и живописное место, жители которого ведут размеренное существование, продавая заезжим туристам легенду о Несси. Однако спокойной жизни приходит конец, когда местного учителя музыки находят с проломленным черепом. Параллельно студенческий розыгрыш оборачивается ещё одной страшной находкой… Учитывая, что в этих местах не принято запирать двери и испокон веков не случалось происшествия серьёзнее неправильной парковки, местные офицеры явно нуждаются в подкреплении извне. В помощь местному детективу-сержанту Энни Рэдфорд (Лора Фрейзер) из Глазго отряжают двух столичных мастеров сыска: инспектора Лорен Куигли (Шиван Финнеран) и психоаналитика Блэйка Олбрайтона (Дон Жилет).
Главное очарование «Озера» – в мастерском заигрывании со зрителем: то он прикидывается степенным провинциальным британским детективом в духе типичного эпизода каких-нибудь «Чисто английских убийств», то нагнетает саспенс почище «Фортитьюда». Но второго здесь всё-таки больше: удержать внимание одним лишь расследованием на протяжении шести серий было бы затруднительно. Посему авторы не стесняются наращивать градус насилия, порой превращая классический детектив в форменный триллер. Собственно, оно и неудивительно – над «Озером» работали те же сценаристы, что и над «Фортитьюдом». В то же время производством и показом сериала занимался канал ITV – место, где любят и ценят лихо закрученные истории («Озеро» тут в программной сетке пришло на смену нашумевшему «Убийству на пляже»).
Впрочем, напряжённые поиски серийного убийцы в шотландской глухомани – не единственное достоинство сериала. Детективная линия вообще оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, развязка довольно непредсказуемая и даже шокирующая. С другой, хватает примет, по которым иной искушённый зритель вполне может догадаться, кто убийца – по крайней мере, раньше, чем вся занятая расследованием бригада сыщиков. Но не менее интересно наблюдать за эволюцией персонажей в этой замкнутой экосистеме, чей привычный миропорядок нарушило немыслимое по своей жестокости злодеяние.
В первую очередь, за главной героиней – детективом Рэдфорд, которая по совместительству ещё жена и мать. Вот только совмещать эти роли, увлёкшись азартом охоты на первого серьёзного преступника в истории города, становится всё сложнее. Да и как вести себя, зная, что один из тех, с кем ты десятилетиями ходишь по одним улицам, выпиваешь вечерами в пабе и играешь в кёрлинг по выходным, вдруг начал вырезать людям сердца и вытаскивать мозги через нос? Наличие восемнадцатилетней не поддающейся контролю дочери и мужа-экскурсовода, который давно устал от Несси, но кормится фактически за её счет, ситуацию явно не упрощает.
Как и положено маленькому городку, Лохнафой населяют вполне типичные для жанра персонажи – и все, разумеется, оказываются под подозрением: сельский врач, декан местного колледжа, бывший зэк, странная семейка фермеров… Кажется, здесь все всё друг о друге знают, ведь в маленькой общине секретов не утаишь. Но у всех, естественно, имеются свои скелеты в шкафах, которые с началом расследования начинают сыпаться из них так, что только успевай подбирать. В арифметической прогрессии растёт и число трупов. Плюс бесчисленное количество пострадавших – разного рода раненых душевно и физически, поломанных судеб, разрушенных семей и разбитых надежд.
Смерть преподавателя игры на фортепиано, поначалу и вовсе казавшаяся несчастным случаем, запустила трагическую цепочку, навсегда изменившую жизнь всех, кто оказался к этому причастен. История не даёт ответа, скрывается ли что-то древнее и живое под тёмной гладью легендарного озера, зато настойчиво и на примерах напоминает: самые страшные чудовища – не те, которых изображают на сувенирных магнитах для туристов, а те, что живут внутри нас…